Возвращение Гуру-2
Текст обзора: Владимир Елбаев
PrimaLuna Prologue 2 и более завершенная дорогая модель Dialogue 2 отличаются от линейки 1 прежде всего лампами выходной (мощной или оконечной) схемы. Это крупные и мощные «баллоны» Genalex KT88. КТ-88 — та самая лампа, которая дала беспрецедентно нейтральный и даже бесхарактерный звук легендарному ламповому бренду Англии — Квод. Однако «Кводы» никогда не отличались аккуратностью монтажа и тем более — роскошью схемы. Лампы в последних «Кводах» посажены демонстративно косо и не внушают доверия, а цена!.. Цена останавливает, словно бетонная стена — авто на краш-тесте. К счастью, теперь с приходом к нам «ПримаЛун» это все позади, и в категорию потенциальных клиентов попадает чуть ли не все (все еще занятое) взрослое население России. «Луны» звучат с даже маленькими колонками так, что семье не грозит раскол, мужу — призыв, ребенку — наркозависимость, дому — сглаз. Нейтральное реалистичное всамделишное звучание КТ-88 у англичан — разумеется, благо и бальзам на нервы, но сочное протяженное динамичное и исключительно демонстративно прозрачное звучание настолько более фантазийно, красиво и волшебно, что вы цепенеете. Это как первое в жизни погружение в прохладное приветливое пенистое море (если вы не тоните), как чашка фирменного мороженного в мадрасском ресторане, как первый выигрыш в карты, как первый косячок забористой… допустим, махорки. Это лишь немного уступает первой любви.
Для полноты этих ощущений вам понадобится основательно очищенный (от дум и Думы) личный организм и ваш мозг (фактически, главный инструмент и прибор слухового и чувственного восприятия). Впрочем, открыт и обратный путь — вы подвергаете «ПримаЛуне» неких непростых и трудных людей, и они — ваши, ручные, без Чумаков, Кашпировских и без «Дома-2». Впрочем, дом (интерьер) обязателен. Мы с англичанином Дж.Брукманом из RosBri заканчиваем образцовый «Английский дом», где вскоре всякий благонамеренный клиент сможет отслушать «ПримаЛуну». Пока что — предлагаю мои впечатления.
Эффект — в способности лампы лучше организовать сигнал, ведь лампа звучит так, как она и выглядит. Тонкая горящая нить в безвоздушном пространстве под защитой красивой сферы крупной лампы — это изящно и более «достойно кисти Айвазовича», чем транзистор. Ставя туда и сюда Сamel/Moonmadness/Decca-Юниверсал, я только на лампе признаю ценность группы «Кэмел». Лампа дает понять, как группа звучит живьем. Как вам такой ход для оживления ваших кумиров на дешевом отечественном лицензионном CD-релизе? Удивительно, сколько же ценной тонкой информации теряется на транзисторе, сколько ее же есть на CD и еще удивительно и стыдно, что я столько лет защищал транзистор. Однако, еще совет: не забудьте предварительно помыть лицензионный CD жидкостью Ferri под холодной водой.
Я теперь знаю, что меня раздражает в «аналитичных» выверенных инсталляциях транзисторных систем-монстров с обработанными помещениями, выделенными линиями, ИБП двойного преобразования и всем прочим. Меня раздражает аналитика — выделение и уточнение тех нюансов, которые транзистор, но не моя чувственность, полагает важными в программе. Лампа и моя чувственность настроены одинаково. Что до транзистора в домашнем театре, то недаром же существуют многоканальные усилители мощности на лампе. PrimaLuna Dialogue, в частности, функционирует как таковой благодаря предусмотренному входу. Впрочем, если пойдет, то мы дождемся от фирмы полного лампового театра.
У инженера своя грамота, у меня — своя, гуманитарная. Я объясняю сумасшедшую динамику, выразительность струнных и синтеза, трепет и прозрачность вокала, синфазность и разборчивость сибилянтов «с» и «з» — разностью между маленькими лампами на входе и на выходе. Чем больше их дифференциал (игра сопротивлений), тем выше это все. Инструменты в «Диалогах» и «Прологах» второй серии распластаны между колонками, тогда как в первой (на EL-34) они сгруппированы и более очерчены, объемны. Тут поменьше дифференциал, но зато интереснее лампа… и существенно ниже цена. Также на EL-34 значительно больше и гуще бас. «Эта лампа звучит таинственно и отдает свои тайны с каждым твиком системы», — констатировал еще один фанат и знаток. И то, и другое — благо для ушей, и выбор между КТ-88 и EL-34 превращается в муку.
Dialogue 1 и 2 имеют к пушпульному (класс АБ) еще и триодный режим — некий сакрал для консерваторов и до недавнего времени территория большой маржи для иных конъюнктурщиков от индустрии. PrimaLuna дает этот заветный новый уровень прозрачности и трепетности с более высокой мощностью и дешевле конкурентов. Благодаря умной (проходной, а не замедляющей сигнал!) схеме автоподстройки вольтажа ламп, во все «ПримаЛуны» можно ставить все указанные лампы. В большей мере для этого подготовлена старшая 2-я серия и дорогие «Диалоги». Я еще не добрался до эксперимента, но оснований недоверять голландцам — нет. Кстати, определенная мистика имеет место: французские усилители все же звучат посуше, английские построже, американские попротяженнее, но данные «условные голландцы» — как уже сказано, сочны, вкусны, ультраразборчивы и динамичны. При условии, что вы подобрали низко-омные колонки.
Выше я подтвердил фактически все известные тезисы про лампу вообще и про новинку российского рынка, в частности. Почему сегодня ламповый усилитель — это панацея для народа? Потому что:
- PrimaLuna беспрецедентно дешева и это Евро, а не Китай в том виде, в каком у нас к нему отношение.
- Это сразу целый ряд новых звучаний и твиков в силу пары режимов на моделях Dialogue и эффекта от смены ламп (легендарной копии предположительно китайского или российского производства) на любые иные. Не говоря о замене сетевого кабеля и т.д. Как есть, аппарат не нуждается в данных заменах!
- Как полный ламповый усил, PrimaLuna обесценивает любые иные версии, включая гибрид — и весь ноу-нейм.
- В обстановке общей нестабильности, ваш дом и интерьер приобретают особую ценность, а на вас возлагается ответственность по созданию наиболее респектабельного и энергетично благодатного дома. PrimaLuna, как никакое иное аудио-видео, способна сделать ваше домашнее пребывание целебным, благотворным. Усилитель — сердце системы. Колонки — хоть полочные. Источник — некий приличный сойдет. Любовь к музыке — приложится.
- Такой ламповый усил включает в организме ассоциации, связанные со стабильным статусом, будь то прошлое вашей семьи или вашей страны. Прошлое идеализируется неизбежно, поскольку оно составляет пласт, в котором вы властны. Если даже не прошлое, то мечты, амбиции и виртуал. Они существуют вне времени и пространства. Они везде, в каждой точке вашего личного пространства и в каждый момент бытия. В этом смысле, PrimaLuna — ваши Звездные Врата. Это ваш Шенген с многократной визой. Как там у Харрисона? You don't need no passport / you don't need no visa.
Вы еще здесь? Ступайте и разбирайте, пока есть. Дальше будет только дороже, вряд ли — еще лучше. На а кто купил — примите поздравления. Совет конкурирующим дилерам — займитесь-ка доступной акустикой. Она вскоре потребуется всем.