Соловьёв ТВ

Clearaudio: вся власть — винилу

Вот и сбылось то, о чем лично я толковал годами, пока вся индустрия, СМИ и торговля толковали о цифровом аудио. Казалось бы, еще недавно телеведущие «Москвы — инструкции по выживанию», «Камеди» и «Времечка» нахально лапали виниловые диски потными пальцами и отпускали плоские «остроты» насчет «хруста, дрожания и треска грампластинок и патефонов». Как бы популярное телевидение и как бы компетентные аудиожурналы упорно ставили знак равенства между винилом и фонографом, а также между CD и «идеально чистым звучанием». Сегодня они молчат в тряпочку. Они обескуражены. Цифровое аудио обесценено и служит для информации и коротания времени в общественных местах через дурацкие «уши-вкладыши». HD-форматы наталкиваются на стену скепсиса. Если человек радуется музыке, то сегодня, как и в 60-е годы это — винил. Да, да, поколение некст! Это — «бабкина-дедкина» «скрипучая блеющая» (или как там еще ее ругали) грампластинка. Более того. Нередко на современном проигрывателе грампластинка выпуска 60-х звучит лучше 180-граммового винила.

Желающие могут погрузиться в дебри формул и выкладок теории Найквиста-Шеннона дабы убедиться: потеря и искажение части «периферийной» информации при оцифровке звука существовали всегда, в том числе и в год мирового триумфа CD над винилом — 1991. В этом плане, компрометация грампластинки путем намеренного ухудшения стандартов ее тиражирования в 80-х была столь же необходима для выживания индустрии потребления, как и компрометация идей нормального «неказарменного» социализма в 90-х — для политиков.

С целью продать ущербный цифровой формат, рекорд-компании сформировали дурную моду на дурную музыку, которая выигрывает только от уровня громкости записи. Орать и бухать громко — единственное бесспорное «преимущество» цифры и «ее» отмороженной музыки, которую почему-то называют рок-музыкой. Прилипчивый урбанистичный имидж рок-групп нового века был настолько выше их звучания, что аудио вообще ушло на второй план в структуре потребления, а интерес переместился на фото и видео. Если вы снимаете и смотрите свою семью вместо Феллини или «Битлов» — то вы духовно не растете, а тормозите. Понятно, что для такого «увековечивания» сойдет и «мобила». Таким образом, высокие откровения ушли в прошлое вместе с грампластинкой.

И все было бы шоколадно для изготовителей дешевых гаджетов, если бы в Россию не проникало здравомыслие с Запада. На Западе не хотят «выходить во двор поиграть» и тем более — «запепсовывать риалтоны». Там делают разницу между культовым и мейнстримным.

Цифра как политика

Я позволю себе чуть продолжить аналогию в этом абзаце. В России оба феномена имели наивысший градус. Сын И.Ильинского разменял свои бесценные пластинки «Битлов» первых английских тиражей на кустарные CD-лицензии московского завода «Грамзапись» и сильно удивился их последующему обесцениванию до нуля — ведь, согласно теории, «цифра не теряет ничего от копирования». Политический обман лохов России был еще жестче: сначала лохам показали красивую западную жизнь, потом увязали ее с западным общественным строем, на этом основании провели «капиталистическую революцию» и дезинтеграцию кургузой «империи Политбюро», после чего к исполнительной власти привели два разных поколения — зэков и хунвейбинов.

Эти два мощных «фильтра» оставили у кормушки все ту же номенклатуру плюс особо подлых карьеристов, тогда как масса лохов (90% «россияков») была натравлена друг на друга не слабее бойцовских петухов. Они с этой целью были сформированы в партии, лагеря, возрастные группы и поделены на регионы и Москву. Каждой группе внушается, что именно остальные группы — ее заклятый враг. Что критерий счастья — в аккуратном следовании «указаниям сверху», то есть — с экрана ТВ, из журнала «Максим».

Интересно, что формы и методы внушений — те же, что и в случае с цифровым аудио и грампластинокй. Убогие, лживые, грубые, как Камеди-клаб или любой отечественный рекламный ролик. Сам факт следования им стал рассматриваться как ярлык в романах Орвелла или аусвайс при гитлеровцах. Следуешь — значит, ты гражданин. Нет — пенсионер, «дед» или хуже. CD и винил заняли в этой системе ценностей свои соответствующие места. Глядя на этот хаос и цирк с высоты положения, прикормленные довольно усмехаются. Они-то остаются в моде, даже если помнят Брежнева и слушают аудио-кассету.

Даже в 91-м году Западная Европа не лила грязь на винил. Самую внушительную коллекцию грампластинок и грандиозную систему я видел в это время в немецком доме, где мы гостили с группой «Коррозия металла». Невозможно представить себе, чтобы кто-то на Западе позволил себе агрессию на систему убеждений другой личности. Если это происходит, то на стороне обиженной личности всегда вмешивается государство. Государству выгодно благополучие и развитие отдельной личности и не выгоден геноцид или дебилизация нации. Впрочем, это прописная истина. Именно эта логика подсказывает: в аудиоэкспертизе, как и в собственном устройстве, России надо положиться на Запад. Аргументы политические — вокруг нас. Аргумент аудиофильский — следует ниже.

Выход для цифры

Разработанный 25 лет назад компакт-диск так и не «выгреб» ресурса своего качества — потенцию 16 бит с частотой сэмплирования (количеством цифровых отсчётов в секунду) 44,1 кГц. Тем более, индустрия не дала такой возможности форматам высокого разрешения (hi-res) Cупер-Аудио CD и DVD-Audio. Они планировались фирмами как временные. Издатели не поддержали их материалом, а разработчики — бескомпромиссными и недорогими схемами воспроизведения. Hi-res оказался неудобным продуктом для потребителя.

Качество CD еще более ухудшается защитой от копирования, поскольку та часто вызывает несовместимость со стандартом «Red Book» и «отягощает» кодирование. Чем менее интересен звук — тем меньше продажи CD из года в год, Тем меньше резона вкладываться в хорошую систему воспроизведения и вообще — заниматься музыкой. Достаточно как бы и МР3 файлов. Ответ изготовителя на этот тренд — более низкая цена на домашнее аудио. Прежде всего — на ключевые схемы преобразователя (ЦАП). Нынешние ЦАПы строятся по дешевому принципу дельта-сигма или 1-битного преобразования, а ведь первоначальные мультибитные ЦАПы были очень хороши тем, что слагали длинные 20-битные цифровые «слова».

Спасти цифру можно только одним — форматом той же импульсно-кодовой модуляции, что и CD, но с разрядностью 20 или 24 бит, с дискретизацией по 384 кГц. Нечто похожее мы слышим сегодня на записях и на технике, которая воплощает принцип апсэмплинга, но здесь индустрия, как всегда, сообщает нам полуправду, приоткрывает дверь к качеству наполовину. Индустрия всегда готова захлопнуть дверь перед нашим носом.

Индустрия ведет к ликвидации физического носителя как «немодного» и громоздкого. Индустрия опасается пиратирования, домашнего копирования. Всякий высококачественный звуковой формат схематически отвергает идею защиты. И вообще, невозможно предотвратить копирование, когда средство (диск или файл) и его «ключ» (проигрыватель) находятся в одних руках — у пользователя.

Выход есть. Во-первых, запись и издание можно регистрировать под

«свободной» (Creative Common) лицензией. Во-вторых, можно использовать Интернет вместо физического носителя. Многие создатели музыки рассматривают продажи своей музыки через Интернет как рекламу, особенно — рекламу концертных турне. Кооперация таких издателей и производителей уже доказана на примере плеера iPod и музыкального веб-магазина iTunes.

В этом направлении и следует ожидать инвестиций — в hi-fi-интернет-рассылку музыки. Речь идет о создании, распространении и воспроизведении музыки с исключительно высоким качеством звука благодаря соблюдению дискретизации 384 кГц и разрядности 20 или 24 бит. Студии звукозаписи будут писать, словно для апсэмплинга, но не понижать разрядность, как это сейчас делается для CD.

Для воспроизведения записей (точнее, файлов) в этом новом формате понадобится стационарный проигрыватель, получающий контент от компьютера, и, возможно, оборудованный мультибитным ЦАПом и еще флэш-памятью для большей гибкости использования. Индустрия же выигрывает от исключения прецизионного механизма считывания дисков. Стоимость такого плеера может составить $ 2000.

Почему Амазон не торгует «Клиараудио»

Характерно, что конъюнктурный международный веб-магазин Амазон недавно ввел большой раздел винила, куда вошли и проигрыватели — разумеется, последних моделей. Марки — расхожие, известные либо по китайской «штамповке», либо как рваческие. Почти все модели почему-то снабжены преобразователем и цифровым выходом, достаточно нелепым для винила. Нормальному меломану в страшном сне не привидится «заражать» винил цифровыми искажениями и давать ему низкую разрядность с высокой компрессией. Амазон предполагает, что пользователь пожелает слушать свой винил в метро в МР3-виде…

Вот почему сегодня для извлечения радости из винила надо озаботиться проигрывателем адекватного бренда. И сегодня наиболее доступный из адекватных — немецкий Clearaudio Perfomance, Проигрыватель обрадует тех, кто уже планировал покупку недорогой начальной модели «Эмоушн». Эта модификация — лучше. Стол, сообщающий стабильность проигрывателю, выполнен из искусственного мрамора. Как в дорогих моделях марки. Головка Maestro — собственной разработки, то есть последовательно реализует звучание, которое формирует вся остальная конструкция. Тем выше ощущение реализма и выше ваш восторг от звука. В отличие от предшественника, здесь алмаз продолжен алмазом же, то есть иглодержатель — тоже алмазный. Представьте себе, что дирижер оркестра посадил собственных клонов за инструменты. Все элементы здесь работают на единую концепцию.

Performance весит около 10 кг, при этом тонарм потрясающе подвижный, легкий. Это значит, что тонарм почти не оказывает своих ограничений на звук, который создают колебания иглы в магнитной головке. В большей мере здесь влияет акриловый диск, который предусмотрительно сделан очень высоким (40 мм). По науке, это тоже снижает влияния со стороны вращающей системы — мотора и пассика. От них остается лишь ощущение мягкости, ненавязчивости. Очень характерно для пассика в отличие от прямого привода. Прямой привод (если вы еще колеблетесь в выборе) ценен возможностью мгновенно набрать скорость даже в реверсном режиме — но вы же не диджей, верно? У прямого привода есть свои верные фанаты (я сам, например), но и только. Пассик же по надежности и ресурсу работы не уступает самому мотору.

Для многих решающее значение имеет наличие скорости 78 оборотов. У меня на антресолях годами пылятся «сталинские» пластинки, а у многих есть довоенные выпуски RCA Victor — этот проигрыватель их воспроизведет, если воспользоваться опционной насадкой на мотор. Что касается встроенной функции изменения скорости на многих диджейских моделях — то это палка о двух концах. Здесь ее нет. И не надо. Я больше доверяю способности немцев выставить оптимум даже на 78 оборотов, чем я доверяю своей способности отстроить стробоскоп.

Купившиеся на дешевизну диджейских проигрывателей сегодня жалеют о решении и копят как минимум 79400 рублей. Столько стоит данная модель. Здесь нет халтуры в антискейтинге или в оцентровке диска. В 60-х такой проигрыватель мог бы стоить 200 долларов, а мог бы и 1000. Сегодня в виниле невозможно выйти дешевле этого рубежа. Выходить за счет диджейских проигрывателей неразумно. Они будут звучать болезненно, немногим выше плохой цифры.

Фонокорректор Clearaudio Nano-Phono — это отдельная коробочка с компактной электрической схемой внутри и парой выходов. Она служит как буфер и соответствует своему названию. Это аналог ЦАПа в цифровом аудио в том смысле, что коробочка наиболее мощно окрашивает сигнал с головки проигрывателя. Если в вашем усилителе или ресивере уже есть вход для проигрывателя, то формально «Нано» вам не нужен, можете обойтись «штатным». Но фактически вы будете приятно удивлены, насколько лучше, вкуснее, убедительнее музыка с «Нано». Вы можете сравнивать — с «Нано» на любой свободный вход в усилителе или на «штатную» схему усилителя по входу Phono In.

Не менее удивительно другое. Редкий инженер вполне отдает должное именно фонокорректору как формирователю качества и окраса звука с винила. Редкий эксперт или меломан с таким опытом находит себе выход на страницах журнала. Если сегодня он его находит, то назавтра уже на него идут доносы на самый верх. И он уже не находит. Ну а читатель гадает и понять не может, что происходит за парадной глянцевой страницей. Там происходит Россия. А я предпочитаю напоследок дать ключевые данные на фонокорректор «Клиараудио Нано»: переключение на тип головки МС, если вы вдруг купили такую для своего тонарма. Выбор подходящей (для индивидуальной головки) нагрузки (Ом/пФ). Соответствие студийным параметрам записи пластинки в пределах 0,3 дБ, что удерживает вносимые искажения в пределах тысячных долей процента, то есть — несовершенства и не услышите. Это вам не цифровое аудио с его оглашенными потерями на сэмплировании и с запретом физического носителя.

Если нам и суждена революция (пусть — только в аудио), то лозунг момента: никакого доверия временным файлам интернета! Вся власть винилу!

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий