Соловьёв ТВ

Prima Luna Prologue 1 + DALI Ikon 6: робот или человек?

Поводом для этого выступления стал спор с представителем Поколения Некст из числа тех топ-менеджеров, которые не видят белого света за дисплеем компьютера и за ветровым стеклом «Лексуса» в пробке на Третьем. Топ-менеджер настаивал: безразличны нюансы звука, часто душу не трогает и сама музыка, непонятны спецификации, ничего не говорят названия брендов, но реально важна нашпигованность аппарата передовой технологией. Технологию видно на глаз, она обозначается броским дизайном схем и деталей. Поколение Некст — это вереница роботов за сборочным конвейером, будь то сервис, биржа, управление или производство. Робот понимает птичий язык и разделяет систему «ценностей» роботов, но не людей. Робот идеально подходит для функционирования в социуме, поэтому понятие «отморозок» тоже близко топ-менеджерам и Поколению Некст.

Мои аргументы сводились к простому выводу: если мы строим цивилизацию роботов-отморозков, то воспроизведение музыки — это уже анахронизм. Музыка, любовь, эмоции, ля-ля-тополя — все это принадлежность «дедовско-бабкинского» поколения, не так ли? Поколение Некст бесстрастно, прагматично и ценит исключительно технологию. Если такой топ-менеджер и принимает на работу человека — то, скажем, охранником или курьером. Для более ответственной работы нужен робот, интеллектуальная схема.

И все же Поколение Некст скупает аудио технику. Более того: охотно покупаются дорогие консервативные ламповые усилители и серьезные большие колонки, чтобы слушать винил, а не (казалось бы технологичную) «цифру». В ответ на новую систему восприятия ценностей и родилась фирма Prima Luna. Ее усилители уже появлялись в этом разделе, но вот опыт, поставленный мной специально для зомбированных топ-менеджеров. Им понравится. Не исключено, что данный бренд усилителя — единственный, способный очеловечить топ-зомби-робота. Тогда тот начнет брать себе в помощники людей…

Немного идеологии

Почему ламповый усилитель даже по меркам Hi End аудио сегодня — больше эзотерика, чем прагматика? Он звучит лучше, выразительнее и естественнее, чем AV-ресивер или усилитель, выполненный на чипах и транзисторах. В этом смысле ламповый усилитель незаменим в консервативной системе с источником — винилом. Лампа так здорово преображает «цифровой звук», что очень рады обладатели CD. Однако лампа традиционно считается более капризным элементом, чем чип или транзистор.

«Лампо-фобия» во многом — заблуждение обывателя, которое подогревается случаями отказов и даже взрывов мощных осветительных ламп в видеопроекторах. Да, теоретически, звуковая (или радио) лампа может срабатываться после нескольких десятков тысяч часов работы, но ее реальный ресурс обусловлен общей надежностью конструкции и тщательностью изготовления усилителя. Иными словами, логика известна: не берите заведомо дешевое «фуфло», и все будет окей. Хорошие ламповые усилители начинаются с 2—3,000 у.е.

До 60-х годов все аудио делалось на лампах, но вот пришел «твердотельный» транзистор, а за ним чип — и они потеснили лампу в силу своей дешевизны, функциональности, высокого ресурса и спецификаций. С девальвацией доллара как мирового эквивалента, производство ламп было признано нерентабельным и сократилось до нескольких мировых поставщиков. К 90-м годам лампа осталась в дорогих моделях CD-проигрывателей и усилителей культовых марок как Dynaco, Luxman, Manley.

У Prima Luna в цене порядка 1000 у.е. есть один достойный предшественник — усилитель Golden Tube Audio почти вдвое меньшей мощности, более «жесткий» по звуку и менее удобный в пользовании. При всем том, усилитель был безусловным бестселлером, и по сей день на вторичном рынке сохраняет изначальную стоимость и востребованность.

Как бы не самая известная «на слуху» марка основана голландским инженером Хереном ван ден Дангеном и его швейцарским коллегой из эзотерической компании Goldmund, а француз Доминик Шене построил и укомплектовал собственную фабрику в Китае. Что до названия марки, то одноименное итальянское местечко понравилось своим символизмом и поэтикой. Сразу же было решено — отмежеваться от архаики ламповой техники, не оглядываться назад, а идти и культивировать звук высокого разрешения 21 века.

Для этой смелой концепции и для новой транс-национальной ламповой аудио компании звезды выстроились благоприятно. Дебютант, усилитель Prologue 1, понравился критикам и скептикам. Он был номинирован на «евро-модель года», и в Европе его взялись дистрибутировать дилеры престижных марок: Krell, Conrad-Johnson, Sonus Faber.

Понятно каждому роботу

Модель выглядит столь простой и при этом богатой, что немедленно располагает к себе неискушенного пользователя. Коробка весом в 15 кг состоит из слоев плотного картона и пенопласта, упаковка — целлофан и лощеная бумага, белые матерчатые перчатки приложены дабы не оставлять следа ваших пальцев на роскошном зеркально лакированном, как рояль, корпусе. Защитный кожух для ламп — легкосъемный и одеваемый. Каждая лампа маркирована логотипом по дымчатому стеклу и для транспортировки с завода обернута чехольчиком и резиночкой, которые вы снимите перед включением. Процедура из прятных. Кто-то из первых рецензентов сравнил ее с обкаткой «Аста Мартин»...

Если вы вообще впервые имеете дело с аудио, то Prologue 1 — наилучшее начало. Здесь нечего изучать по мануалу (чего не скажешь о ресиверах), все ясно с первого взгляда на панель. Сбоку у аппарата клавиша включения в сеть, спереди — зеленый диод включения, ручка громкости и переключатель входов. Сзади — обычные аналоговые гнезда для 4 таких источников, гнездо для сетевого кабеля и клеммы для подключения левой (L) и правой (R) колонок. Последние могут кому-то показаться необычными. «Минусовой» акустический провод (обычно маркируется сплошной полосой по оболочке) подключается на клемму «0 Ohm», а «плюсовой» (с надписью по оболочке кабеля) на «4» или «8». Цифры означают сопротивление нагрузки на ваши колонки, и вы можете выбрать наиболее подходящую. близкую спецификацию. Ошибки не будет в любом случае. Главное — подключить обе колонки идентично и не напутать в полярности.

В отличие от Golden Tube и многих более дорогих современников, данный ламповый усилитель не имеет ручек и переключателей подстройки тока ламп, тембра, сопротивления нагрузки, чувствительности входов, изменения режима и класса схемы усиления. Все это априори оптимизировано при разработке, вобрав и отобразив представления европейских инженеров о правильном звуке. Вам остается быть не звукорежем, а благодарным слушателем. Это ли не благо?

Усилитель построен по двухтактной схеме, когда по каждому каналу сигнал отрабатывают поочередно две лампы. Это единственная модель в ряду, укомплектованная лампами EL-34. Они маломощные, но отлично «звучащие» в такой схеме — так «еэльки» себя зарекомендовали на протяжении десятилетий и за это их предпочитают знатоки ламповой техники. Остальные модели в линейке усилителей Prima Luna — помощнее, и фирма поставила в них лампы KT-88, отзывы о которых гораздо сдержаннее. Работа ламп регулируется и стабилизируется тороидальным (круглой формы и высокого КПД) трансформатором, который заключен в несъемный металлический корпус позади ламп. Кожух и шасси — практически одно целое, бастион, призванный поглощать тепло и гасить микро-вибрации, генерируемые «трансом». С целью идеальной стабильности выверен даже центр тяжести аппарата.

Двух одинаковых по номиналу ламп не существует, вот для чего в ламповых усилителях стоит пользовательская настройка их токов на слух. Здесь это выполняет встроенный интеллект — остроумная «схема адаптивного автосмещения». Чем громче звук, тем ниже падает сопротивление в схеме. Критически низкое сопротивление — главная причина «выбивания» ламп и динамиков в колонках. Здесь же все учтено: защитное реле не допускает перегрузок ламп и возникновения нелинейных искажений на динамиках, против фазовых искажений применена специальная неинвертированная схема. Все вместе работает на идеальное согласование усилителя с любой акустикой. Вот почему неважно, каким из двух возможных импедансов вы тут пользуетесь. И какую громкость вы задаете. С качественной парой напольных колонок усилитель может держать концертный уровень звукового давления без слышимых искажений — по крайней мере, в пределах указанной площади.

Многие ламповые усилители принято вообще никогда не выключать из сети, чтобы избежать импульсных скачков напряжения и срабатывание чутких ламп. Этот усилитель можно без последствий включать и выключать, как потребуется. Более того: не нужен дополнительный стабилизатор напряжения в условиях городских перепадов питания. На входе стоит схема «мягкого» подавления вредных импульсов.

Внутри — консервативный, то есть качественный, монтаж проводом (вместо травленных дорожек на платах) с ровненькой аккуратной пайкой на основе серебра, крепко пригнанные керамические панельки для ламп, респектабельные крупные конденсаторы Nichicon и Realcap. В таком классе от любой мелочи зависит степень чистоты и информативности звука, ресурс ламп. Переключатель входов здесь — от престижной марки Alps, а выходные разъемы — WBT.

Почему недорогая акустика?

Сразу оговорюсь: недорого по стандартам топ-менеджеров, для которых проведено контрольное прослушивание системы. Кстати, немало (ценного для менеджера) времени уделено правильной установке системы в редакции журнала «Russian Digitаl», где вышла версия данной статьи. Коль скоро задействованы столь респектабельные корпорации, топ-менеджер (наш перспективный клиент) обязан отнестись к тесту серьезно.

Колонки DALI Ikon 6 непростые. Об этом догадываешься, как только снимешь декоративную материю и взглядом окинешь модуль из двух высокочастотных динамиков, один из которых — плоского ленточного типа. Нечасто встретишь такой в проспектах и каталогах.

Строго говоря, в каталоге фирмы эта модель — хай-файная. Hi End модель стоит втрое дороже и при этом визуально очень похожа на Ikon 6. Везде критичен ленточный динамик, который (несмотря на размер) создает впечатление очень дорогих и престижных планарных колонок электростатического типа. Наилучшим образом такие колонки сочетаются с ламповым усилителем. Лампа рано и плавно понижает отдачу по ВЧ, а плоский динамик как раз линейно реализует до 30 кГц.

Продолжим знакомство с колонкой. Количество и выделка динамиков, вес и высота колонки — все это предвещает как минимум интересный звук. Включаем — так и есть. Стереопара играет живо, уверенно, протяженно «вверх» и «вниз», при этом — мощно на высокой громкости и разборчиво на низкой. Ну а больше всего всех, кто знаком с датской акустикой, удивляет другое: как бы не «датский», не «скандинавский» характер звука этой серьезной акустики.

Объясню. Колонки всегда конструируются под тип усилителя — лампового или транзисторного, архаичного или модернистского. Это естественно, ведь усилитель очень тесно связан с динамиками, на которые он работает. Между ними происходит как бы обмен энергиями. Неслучайно так популярна активная акустика, совмещающая то и другое в одном корпусе. Здесь же, как ни слушай, что ни подключай — характер звука стабильный, неизменный и узнаваемый.

Может идти речь лишь о предпочтениях. Колонки могут пожертвовать уровнем громкости, чтобы тонально и динамично «поправить» несовершенный тракт или материал. В этом смысле удивительна способность «иконок номер 6» осовременивать изначальную архаику и похлестывать ленивую инертность «старого звука». Такой звук обычно исходит от хай-энда Японии и всегда волнует воображение слушателя фантазийностью и глубиной сцены.

Почему и как у датских акустиков из-под рук вышли «японские» колонки? Все дело в том, что японцы очень любят средние частоты и подчеркивают именно их, а в Ikon 6 установлен специальный разделительный фильтр, который превращает купольную «пищалку» в отличный среднечастотный динамик. Ну а почти все высокие частоты озвучивает супертвитер редкой ленточной «породы».

Сегодня hi-fi-изготовители не связываются с дорогими плоскими твитерами, а вот у DALI это уже вторая такая колоночная линейка после модели Euphonia. Чтобы уравновесить такую «пищалку», фирма создала еще один «тренд-сеттер»: басовик с деревянным диффузором. Один такой шестидюймовик звучит, как пара традиционных бумажных больших динамиков, и после DALI его стали делать несколько аудио-брендов

Прослушка

Prima Luna поставляет фоно-корректор (предусилитель для винила) опционно, он подключается на вход Aux. Винил — стихия лампы, но столь модернистски решенное изделие импонирует более современным форматам. Я решил подключить усилитель поочередно к недорогому проигрывателю DVD/CD/MP3 и потом к проигрывателю CD/HDCD любимой марки Onkyo. Цель — выяснить влияние калибра именно цифрового источника на общий звук.

Колоночные клеммы на усилителе оказались неудобными — пластиковые корпуса проворачиваются и выпадают, а отверстия в них не принимают разъем или кабель сечением выше 2,5 кв.мм. Зато, как выяснилось, усилитель для полноценного звучания совершенно не требует прогрева (обычно рекомендуется от получаса до нескольких часов), а лампы разогреваются в течение 2 секунд (в иных моделях — до полминуты).

8-омные клеммы дают звук подчеркнутой глубины и точечной локализации партий, но без агрессии выпирания центральных образов навстречу слушателю. Вертикальная составляющая сцены при этом есть, но не сильно выражена, то есть — под потолком музыканты у вас не витают. Я немедленно предпочел нагрузку 4 Ома — она расплющила сцену, построив всех в линию, что было уже более «евро» и менее «азия». Подключение по 4 Омам в би-ваеринге (по отдельному кабелю протягивается от одной пары клемм усилителя раздельно к каждой паре клемм на колонках) еще более улучшило сценопередачу.

Поразил протянутый верх и соответственно очерченный бас. Звучание колонок от усилителя оказалось настолько сфазированным, что вокал можно было анализировать по присутствию в нем нюансов — интонирования, слюны, дыхания. В этом отношении по- новому прозвучала группа Cornerstone — одно из немногочисленных собственных изданий Пурпурного Легиона на отечественном заводе с характерным отечественным «окрасом» звука. Я предпочитаю тестировать хорошую технику на «ущербных» релизах. В общем, данный проект металлического состава Royal Hunt проявил, кроме рева гитар, визга клавиш и буханья барабанов — некое подобие ауры. Это — впервые. Прежде я слушал диск только на AV-системе.

Колонки в данной системе звучат подчеркнуто высоко-технологично, что позволяет сделать заключение: колонки обладают своим «голосом», характером. Они как бы усиливают технологичность и ослабляют консервативный элемент в характере усилителя. Что есть технологичность? Синтез-эффекты на альбомах Бека. Ну а архаика — это 20-битные переиздания джазовых архивов Verve. Тут колонки ведут себя исключительно аналитично, словно это не старый джаз, а записи нового века на лейбле Concord. Это музыка выделенных и подчеркнутых полутонов и нюансов при общей стерильно чистой, динамичной и эшелонированной сцене. Вокал Синатры вдруг раскрывает роскошную томную «маслянистость», а альбом «Rudеbox» Вильямса — глубины космоса, о которых вы могли догадываться.

Порядка 100 дБ соотношения сигнала и шума подтвердились как на выворачивании громкости в тишине (некий шип по входу CD пошел ближе к концу хода ручки), так и на удивительном фолк-трио The Innocence Mission. Практически шепот под переборы нейлоновых струн здесь обрел некий смысл, пробудились чувства у музыкантов, стала слышна (ламповая!) студия Badman Independence. Так что мне расхотелось продавать этот диск.

Еcли прибегать не к отечественным реалиям оценки звука с точки зрения Поколения Некст, а к мировым и устоявшимся — то мы говорим тут о европейском характере звука с поправкой на стерильность и уж очень протяженный верх. Верх протянут в угоду Поколению Некст. Евро-звук в прочих колонках обычно узнается по «широкому» рельефному характеру сцены и образов. Он рождается от корпуса, который недостаточно заглушен. DALI же постаралась и основательно проложила внутреннюю камеру колонок пористым материалом. Корпус совершенно не окрашивает звук, внутри него нет никаких резонансов. Вот и получается, что бас-гитара Маккартни на его сольных альбомах вдруг перестает гудеть и начинает просто играть ноты.

Тут протяженные верха побудили изготовителя получше реализовать бас и СЧ, а те облагородили восприятие крайнего верха. Чтобы послушать его, можно включить симфоническую оркестрово-струнную музыку на SACD. Подлинный тест этих и других колонок — скрипки. Располагаясь на периферии сцены, они часто рушат ее своим «пластиковым» гнусавым тоном. Часто это вина не исполнителей, а колонок в системе. Здесь со скрипками все в порядке: их можно не любить, но нельзя обвинить в гнусавости.

Последняя коррекция коснулась кабелей в системе и проигрывателя. Усилитель однозначно оказался супер-чувствительным к тому и другому. В аудио-процессоре DVD-проигрывателя мне пришлось выключить все признаки объема и многоканальности. Казалось бы, они не могут влиять на воспроизведение CD по аналоговому выходу, но это уже второй раз в моей практике, когда они влияют. Только тогда я получил с этого источника некую адекватную стереосцену. Но «чистый» CD- проигрыватель побил «универсала» как нечего делать. То же самое касалось дисков: каждый CD обнажал обстоятельства собственной записи, а МР3 обнажил свою несчастную компрессию и полное отсутствие ауры. Я предпочел колоночные кабели Straight Wire как тоже способствующие «расплющиванию» сцены, а не ее эшелонированию.

Если читать всю статью «в лом»…

При, прямо скажем, умеренной (для категории) цене около 49,000 рублей этот компактный, интересно решенный, тщательно собранный усилитель пленил чистым современным динамичным звучанием, которым он уверенно наполняет 20-метровую комнату. Его плюсы: классическая схема, стабильная массивная платформа, высокая надежность и ресурс ламп, входы высокой чувствительности для доставки полноценного сигнала на схему без потерь, а также главное — сбалансированный «линейный» звук с четким басом и броским верхом. Главное для предполагаемого юзера — простое управление и подключение. Минусов нет, но можно придраться: не предусмотрен ДУ, незначительный нагрев корпуса после длительной демонстрации громкой музыки.

Колонки DALI Ikon 6 задуманы как фронтальные в серии Ikon для домашнего кинотеатра. Высокая узкопанельная конструкция с вертикальным расположением динамиков в линию рассчитана (строго говоря) на использование с активным сабвуфером. Благодаря своей высокой категории колонки оказываются столь же отменными для стерео hi-fi/Hi-End. Плюсы: надежные латунные винтовые клеммы под би-ваеринг, сбалансированное звучание, протяженный диапазон частот, выраженная высокая динамика, современный быстрый и отчетливый характер звука высокого разрешения, престижное применение ленточного супертвитера, массивный корпус.

Авторские пристрастия (не навязываю)

Усилитель Prologue 1 хорош — слов нет. В усилителе как бы таится неприкосновенный ресурс качества. Я не мог избавиться от этого ощущения. Он все время ведет себя, как сам топ-менеджер: в полусне. Не вовлечено, а механически реагирует на сигнал. Он тоже отморозок в известной степени, и меломану его хочется разжечь и довести до экстаза. Но мы-то нацелены на иного юзера… Может быть дело вот в чем. В предварительном каскаде модели использованы лампы 12AX7 и 12AU7 вместо более превосходных ECC83.

В колонках пластиковые ограничители клемм мешают при подключении провода, воздуховод фазоинвертора малоэффективен — очевидно, из-за передемпфированного корпуса, но это и хорошо: колонки четким звуком напоминают больше закрытые, чем открытые. К тому же отдача басовиков ограничена малым ходом подвеса, и поэтому нет эффекта «пароходной трубы». Было б совсем замечательно, если б СЧ удалось выпятить по отношению к ВЧ, которые надо было б «закруглить», увести вниз пораньше в АЧХ. Но тогда бы не было бы и этого теста для специфической роботизированной клиентуры.

Общая цена усилителя Prologue 1 и колонок Ikon 6: 70,000 рублей, с учетом скидки, которую можно выторговать в салоне «Солярис» или же получить то и другое со склада фирмы. Цена однако укладывается в пределы одной зарплаты топ-менеджера. С чем его и поздравляю. Ведь за ту же работу в той же стране существует ставка вдесятеро ниже.

Сие несправедливо, как и цена данного теста, с учетом калибра эксперта и затрат времени и сил на тест. А также — достоверности и честности впечатлений. В пересчете на стандарты Поколения Некст, всякий топ-менеджер по прочтении статьи оказывается должен ее автору столь же круглую сумму. Поскольку выплат не предвидится, то вот вам еще одна статья ваших доходов — просто прочитайте статью до конца. Ну а где тут шутка, где правда — придется напрячь мозги… то есть, я хотел сказать: интеллектуальную схему в головном элементе конструкции.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий