Соловьёв ТВ

Проигрыватель Classe CDP-502CD: у вас нет другого выхода

Сегодняшняя лекция вашего Гуру (сам себя не похвалишь…) будет более технической, чем обычно. Назвался Гуру — полезай в технику. Речь пойдет о том, почему вам надо купить новый проигрыватель с дифференциальным ЦАП, а не иной. Даже если он стоит, как подержанный ВАЗ. Сразу расшифрую термин ЦАП: цифро-аналоговый преобразователь, ключевая схема во всяком цифровом проигрывателе. Аналогичный (но противоположный по функции) преобразователь стоит на студиях, где и записывается милая вашему сердцу музыка.

Что аргументируют отечественные журналы, вернее — свежеиспеченные эксперты, которые способны купить заветный аппарат с одной зарплаты? Модно, стильно, высокотехнично, «рейтингово». Ну-ну. Мы пойдем другим путем.

Ликвидируем путаницу в умах. Универсальный и мультиформатный проигрыватели DVD — это разные вещи. Первый совместим с высоко-компрессионными форматами как МР3, второй — с форматами высокого разрешения DVD-A, SACD, HD DVD и Blu Ray Disc. Если первые усреднены, то второй тип индивидуален и дорог во всем. Наш экспонат принадлежит ко второй категории. Он располагает честной схемой ЦАП по DVD-A.

Мы подчеркиваем, что в данном контексте приоритетом является звук, а не видео. Многие завзятые юзеры флэш-плееров и сторонники вместительных недорогих МР3 дисков сегодня «просыпаются» к более информативному и богатому звучанию музыки. Сдерживающим фактором может служить лишь цена на hi-fi аудио, но при среднем заработке молодого человека в 1000 у.е. — это не вопрос.

Почему же все же не МР3? Ведь это так стильно и удобно! Как говорит студенческая мудрость, лучше есть торт вдвоем, чем дерьмо в одиночку. Иными словами — дело не в объемах музыки, а в ее воздействии. Ахиллесова пята компрессионного аудио — в его зауженном частотном диапазоне порядка 100—8.000 Гц и бедной динамике не выше 30 дБ. Данные по искажениям там замалчиваются, поскольку ужасающи. Россия остается единственным местом в мире, где МР3 всерьез рассматривается как «народная» да еще и «стильная» музыка, чуть ли не символ общественного статуса. В мире давно уже неполноценные гаджеты — не более чем игрушка.

На «морде» всякого проигрывателя написаны разные красивые логотипы, цифры, форматы. Большинство становятся жертвами таких маркетинговых ходов и «судят о книге по ее обложке», по сопровождающим надписям. Серьезному меломану сделать свой выбор стало сегодня проще в том плане, что практически отпали, более не пополняются новинками форматы DVD-A и SACD. Это, а также несовместимость нынешних DVD-проигрывателей с грядущими HD-форматами, сильно скомпрометировало всю категорию проигрывателей, особенно — «народных». Сегодня нет доверия штампованным ЦАП 96 или 192 кГц/24 бит. Надо сразу развеять миф относительно пресловутых 24 бит, которые вам заявляет каждая панель 50-долларового аппарата. Измерения в лаборатории показывают, что реальная разрядность большинства проигрывателей на рынке до сих пор не превышала 11—16 бит. За реальные биты надо платить.

Здесь придется слегка углубиться в теорию. CD и DVD-A записывается по технологии, известной как PCM. Она требует дорогой тип фильтра, схожий с устройством уха. Он известен как фильтр Brick Wall (кирпичная стена), поскольку действительно формирует «кирпичи» (слова «длинной» в 16—24 бит) и «выкладывает» из них музыку на разных частотах квантования: 48, 88.2, 96, 176.4, 192 кГц. Цифры знакомы, не так ли? В погоне за «народной» ценой ниже 400 у.е. изготовители наплодили «совместимых» проигрывателей равноценного звучания по качественному DVD-A и по худшему СD слою.

5.1, 7.1, 8.1 — соответствующие декодеры и DSP-процессоры цифровых аудио эффектов утратили былую магию, по крайней мере — в отношении музыки. PCM cтерео как-то удобнее да и лишено (цифровой или аналоговой) компрессии. Каналами окружения наигрались, их надоело выстраивать и совмещать для достижения «бесшовного» реалистичного звучания партий в пространстве. Разочарование постигло и мультимедийный театр на базе домашнего ПК. При ближнем рассмотрении ЦАП здесь оказывается побитовым, типа sigma delta, что означает 1-битный поток, а вовсе не 24-битную «кирпичную кладку» из слов.

Некоторые пользователи-меломаны пробовали «переходить» на DVD-видео, выключая изображение и слушая диски, как CD. Не получилось. Стереодорожка PCM на таких дисках часто проигрывает Dolby Digital и DTS, а те очень неестественно и грубо звучат в отрыве от изображения. Оказывается, что CD нет альтернативы.

Если вы слушаете преимущественно диски выпуска 80-х / 90-х годов, то скорее всего они были записаны с оверсэмплингом цифровых данных. Что это значит? Аналоговый сигнал квантуется на все более высоких частотах, расширяя поток данных еще на один бит и улучшая соотношение сигнала и шума примерно по 6 дБ на один оверсэмплинг. После ЦАП в вашем проигрывателе должен применяться фильтр сложной архитектуры крутого среза после 20kHz. Слышимый эффект от работы такого фильтра — несколько грубое, агрессивное и рельефное по образности звучание.

Если однако вы цените современные технологии и исключительно аккуратный, точный, протяженный по частотам звук нынешних CD, то вам необходимо выбирать модель проигрывателя-универсала последних выпусков с соответствующей маркировкой ЦАП и ценой выше 700 у.е. Здесь применяется исключительно высокая частота квантования или сэмплирования данных 176.4kHz, музыка на таких дисках звучит чисто, приятно, убедительно и вполне «аудиофильски». Технология называется апсэмплингом.

Как сказано, универсальные проигрыватели компромиссной схемотехники выдает именно их низкая цена. Относительная простота технологии апсэмплинга спровоцировала многих изготовителей на штамповку недорогих, мелко звучащих «универсалов». Такие вам не нужны.

Технология апсэмплинга в проигрывателях открыла путь новым улучшениям. Здешний цифровой фильтр FIR (в переводе: тонкий импульсный разряд) подсказал инженерам идею — создать абсолютно симметричный (балансный, XLR) тракт для аудио-сигнала. Балансный принцип давно реализован в стерео-усилителях студийных и хай-эндных. Он заключается в том, что левый и правый канал «раскладывается» на положительный (+) и отрицательный (-) составляющие, которые передаются раздельно на выходной каскад усилителя. Как и гласит принцип «разделяй и властвуй», в этом случае резко улучшаются все аспекты передачи и самого звучания.

И вот возврат к стерео-музыке дал стимул к созданию нового поколения проигрывателей. Их ЦАП представляет собой балансную или дифференциальную схему, которая работает с цифровым потоком раздельно по положительной и отрицательной составляющим на частоте апсэмплинга 192 кГц с реальной аккуратностью 24 бит. В отличие от дифференциальных ЦАП прошлых лет, здесь разделение сохраняется на протяжении всей конвертации, которая к тому же осуществляется поэтапно несколькими чипами, а не одной универсальной китайской «микрухой» по звуку, видео и управлению. Результат — богатейшее звучание CD, указывающее или очень близкое к 24-битной реальной разрядности, хотя более точные замеры еще предстоит сделать.

Довольно дорогая новинка от канадской фирмы Classe CDP-502CD подешеветь просто не может, так как сюда вложена вся технология, необходимая для качественного звука музыки именно с CD. ЦАП и фильтры здесь — необычные новые (в переводе: комплексное программируемое логическое устройство). Апсэмплинг и оверсэмплинг применены одновременно — для пущей точности, длинны и плотности «бит-слов».

Маленькая присказка, если вам наскучили техницизмы. Однажды меня в метро остановил милиционер. Он предъявил мне — ни много, ни мало — обвинение в «несанкционированном проходе за турникет», что карается очень строго. Когда я достал из кошелька что было (60 руб.), он взял, не поморщившись, со словами: «Мужчина, вы поняли, как вы сэкономили?!» В нашей сегодняшней теме — более наглядная экономия ваших средств. Дело в том, что в Москве вошло в моду обращаться к инженерам-кустарям. Они за 1000 у.е. (!) ставят на ваши плохие или хорошие проигрыватели свои передовые «синхронизаторы работы ЦАП» или в народе — «часы». Синхронизация борется с джиттером — ошибкой регламентации в работе ЦАП проигрывателя. Ошибка проявляется на слух в виде специфического неприятного звучания музыки. Кустари оказываются почище милиционера из метро, так что лучше уж купить «проездной» или нормальный дорогой проигрыватель.

Как звучат CD на новом проигрывателе из Канады, если вы пользуетесь именно выходом XLR? На критической частоте 1 кГц искажения — ниже отметки 0,00113%. Интермодуляционные искажения — неизмеримо низки. Для сравнения: ламповые усилители класса Hi-End имеют 1% искажений.

Более важен факт натурального выпирания средних частот за счет органичного и мягкого спада краев спектра — полнокровный эмоциональный звук с эффектом «присутствия» на стерео. Более желанный, чем типично жесткий и утомительный звук 5.1-театра. Спад начинается уже с 4 кГц, достигая 1 дБ на 20 кГц. Благодаря раздельной обработке составляющих сигнала, фаза исключительно линейна, что проявляется в абсолютном совпадении формы графика на моно программе по правому и левому каналам. Ухо в этом случае воспринимает исполнителей крупно, весомо, по центру между колонками, и впечатление сохраняется при отклонении слушателя от оси излучения. Более аналитичное прослушивание дает повод толковать планы в расположении музыкантов (ближе-дальше от микрофона), что зачастую искусственно вносится звукорежиссером.

Мультиформатные аудиофильские модели, дающие совместимость с HD, пока еще неизвестны и могут вообще не придти на рынок. Совместимость, как правило, распространяется на DVD-A по отдельной схеме декодера — это есть в данной модели. Дифференциальный ЦАП тут узнаются по наличию XLR разъемов для подключения по аналоговому стерео аудио-выходу на усилитель мощности класса Hi-End.

Преобразовать такой балансный сигнал в простой сигнал для разъемов RCA невозможно. Но вы останетесь в выигрыше, подключив проигрыватель на любую домашнюю систему по обычным RCA-выходам. Они есть на проигрывателе. Также можно снимать звук с такого проигрывателя через HDMI или иной цифровой выход. Пользователь, стремящийся непременно извлечь максимум музыкального качества, должен пользоваться балансным аналоговым выходом.

Приоритеты воспроизведения музыки по аналогу не умаляют качества такого универсального проигрывателя по изображению или по цифровому многоканальному аудио. Такой проигрыватель оптимально вырабатывает все совместимые компрессионные форматы, включая DVD-Audio/DualDisc, MP3, WMA и AAC кодированные диски, Video-CD, S-VCD и JPEG.

Полагаю, теперь вы готовы затянуть пояса, чтобы все же есть торт — в одиночку, с друзьями или в семейные праздники.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий