Соловьёв ТВ

Предусилитель Rotel RC1590 и его признание

Поскольку все уже высказали все об этом аппарате, остается досказать лишь недопонятое и рассеять высказанные недоразумения. Что я тут и делаю. Цена порядка 150 тыс. руб. — оправдана ли? За функциональность — за USBшное воспроизведение мультимедийных файлов с колоссальным запасом качества 24 бит/192 кГц, за бортовой ЦАП эксклюзивной марки AKM 32 бит / 768 кГц., за столь же точный, протяженный фонокорректор филигранной архитектуры по современным требованиям и резко отличной по звуку от винтажных. Нет, не дорого и не слишком. Ведь эти данные можно найти в наи-топовых моделях куда большей цены. Эти данные категорически оторваны от привычных верхних моделей 90-х и тем паче 70-х гг.

Вы также платите за конструкцию, которая отвечает винтажной добросовестной традиции и учитывает нынешнюю рыночную цену комплектующих такого уровня. Плюс цену недешевых человеко-часов при западном контроле за (китайскими?) сборочными линиями. Плюс сюда же предварительное тщательное и строгое налаживание данных линий. Плюс многочисленные побочные расходы, которые просто не существовали в прежние десятилетия, если говорить о топ-моделях.

Еще вопрос — насколько хороша архитектура аппарата, соразмерно его цене? То есть, что если человек сэкономит и возьмет некий престижный предусилитель конца 80-х и таким образом построит себе желанную 2-блочную систему из преда и мощника? Мой ответ: земля и небо, даже не сравнивайте и не думайте. Даже если раздобудете винтажный пред на входах/выходах XLR, то внутри встретите разочарующе пустую схему. Либо это будет студийный аппарат с массой ненужных микшерских и прочих функций при слабом качестве звука, поскольку у инженера в студии иные требования к звуку, чем у вас в вашей квартире. Одного взгляда на «голыша» (nudie) достаточно, чтобы оправдать вашу оплату с лихвой. Не стоит задерживаться на этом вопросе еще дольше.

Как лучше построить систему после этого преда? Как я сказал, традиционно пред покупали с видом на стерео-мощник, как правило, при стрелочных индикаторах выходной мощности. Это возможно и теперь, поскольку у Rotel существует своя такая модель (и не одна, а по нескольку в каждом поколении). Стрелки в принципе добавляют аналогового ощущения в звук, поскольку основаны на пружинном механическом эффекте и косвенно связаны со звуковым трактом. С другой стороны, газоразрядные или LED индикаторы оставляют звук более «голым», непосредственным, цифровым если угодно. А у «классической» цифровой эры сегодня поборников не меньше, чем у махрового аналога.

Нынешнее поколение покупателей тем и отличается от прежних, что не знает очень многого, включая и мощники или оконечные усилители мощности. Они могут возжелать для себя активные колонки, поскольку ничего не мешает вывести сигнал непосредственно с линейных выходов преда на встроенные усилители внутри таких колонок. Мне известны фантазеры, оборудовавшие свои (многоканальные!) колонки даже ламповыми усилителями! Оно вам надо ли? И да, и нет. Действительно, звук активных колонок неповторим в своей непосредственности, сильно напоминающей… старые радиолы или магнитолы. Конфигурация пред+стереомощник+пассивные колонки будет давать образы поразмытее и прозрачнее, но зато она превосходит активную акустику в возможности наращивать выходную мощность до аховых значений, буквально до «мостовых» 300 и более Ватт на канал в синусе RMS. Ежели такой усилитель впихнуть в активную колонку, то эти «соседи» порвут друг друга. Я слышал очень хорошо настроенную и совсем безнадежную студийную акустику, и если уж читатель бредит оной, то лучше уж hi-fi модели винтажного Филписа либо (совсем прекрасно) уникальные удачные современные гибридные Genelec.

В выборе дальнейшего пути сигнала с преда надо понимать лишь одно. Предварительный Pre Out выход всегда является регулируемым и обусловлен бортовой ручкой громкости. Линейные выходы всегда фиксированы по уровню. Те и другие вовсе не равноценны по выходному сопротивлению, и с Pre Out можно вывести лишь строго один кабель на внешний усилитель мощности. Звук с этого выхода более качественный, чем с линейных. Зато линейные выходы можно без вопросов «разветвить» на сколько угодно устройств — лишь бы те имели такой же линейный вход.

Я только что ответил на ключевой вопрос нового поколения покупателей. И все же… Как влияют ручки и настройки преда на сигнал с линейного выхода? Никак. Таков закон. Уровень сигнала со всякого такого выхода (кроме, разумеется, наушников, регулируемого Pre Out, всевозможных цифровых) един, порядка 150–200 мВ. То бишь, ведите межкомпонентный кабель куда угодно, хоть на рекордер, хоть на телевизор, хоть на активную колонку.

Какой именно межкомпонент либо универсальный кабель XLR лучше взять и важно ли подключение биампингом? Не всегдя самый распопсованный кабель — лучший, и далеко не каждый из кабелей реализует XLR и биампинг в полной мере. В частности, кабель с тонким слоем диэлектрика имеет низкую емкость, а масса проводника, напротив, добавляет емкость и зачастую (не всегда!) еще и сопротивление.

Поскольку кабель есть сумма разных таких факторов, то предсказать все причуды сложно, а лучше идти от интуитивного понимания внешней эстетики. Я понимаю, что эстетика и вообще ассоциативное мышление — еще более сложная и искаженная штука для ольгинско-троллевого и камедиклаб-зомбированного поколения. Но все же… Как бы нагло голые кабели НордОст звучат именно так — нагло безыскусно и голо. Жирные, хайтек и красивые Midnight и профи загадочные трудоемкие Streight Wire богаты красками и полутонами звука. Разъемы XLR уже представляют собой раздельные пути для разных электронов в аудио-сигнале, биваеринг и биампинг это дополнительные выделенные полосы для скоростной этой магистрали, а провода разного сечения в плетеном сложном проводнике кабеля — это плюс еще больше того же самого.

Вы никогда не ошибетесь, выбирая самый навороченный жирный и негибкий кабель, будь то для колонок или для линейного сигнала. Здесь, как и везде, нужно чувство меры. Для ВЧ-тракта в биваеринге червяки НордОст самое оно, для НЧ и важнейших СЧ выбирайте только кабели, похожие на кобру или питона. Возможно, таковые есть в каталоге НордОст, но мне на глаза они не попадались. Кроме того, если фирма начала с тонких голых, ей хуже удаются жирные одетые кабели.

Rotel RC-1590 лично меня как консерватора аналога, раздражает только одним — наличием обновления с очередных изданий ПО через известный компьютерный порт. Несмотря на изрядную аналоговую конструкцию и идеологию внутри, я остаюсь врагом мультимедии. В этой связи еще вопрос: насколько лучше будут усилители интегральные и прочие, построенные на полностью балансной или симметричной схеме, ламповые в том числе? Да, Rotel RC-1590 транзисторный, и имеет характерный плотненький (живой, однако) звук посему. В США некий умелец из СССР делает недурные и архи-дорогущие полностью балансные (симметрия двойного моно) усилители, на приобретение которых даже депутату Думы придется сдать в рабство себя и родственников.

Усилители эти звучат… любопытно, но уж очень подчеркнуто консервативно, даже нарочито грубо… чисто одновременно. С ними трудно жить, на мой взгляд. Вообще, зачастую реализация дискретных каналов (правого и левого) во всем их громадье дает, как ни странно, провал по СЧ… точнее, «дыру» по центру сцены. Неким ассоциативным образом, СЧ и центральное пространство комнаты незримо, но явно связаны. Ни одному из «балансных» инженеров еще не пришло в голову строить такую же цепь еще и по средним частотам, ну, а от центрального аналогового канала они отказались еще в 50-х годах — а зря… Фирма как Rotel тем и хороша, надежна для покупателя, что свободна от сюрпризов. Тут вы имеете наработки традиции и апробированные технологии.

Еще вопрос. Если кто-то упустит данную модель Rotel, то какой фактор сразу подскажет ему верный выбор по другому предварительному усилителю, в любой категории цены и в любой эпохе? Это вес аппарата. Как бы массивен не был корпус, общий вес под 10 кг говорит сам за себя. За феноменально мощную и выразительную схему. Выбор будет легким, ведь лишь малая когорта моделей такого уровня наберется за всю историю домашнего аудио, и данный Rotel RC-1590 есть один из них.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий