Соловьёв ТВ

PS Audio DirectStream Junior: нет слов!… мультибитных и прочих…

Здравствуйте, приехали: field-programmable gate array, не желаете ли? Что за ересь такая — последовательность программ обработки данных с полевой пользовательской конфигурацией. FPGA это новейшее поколение ЦАПов, которые активирует или запускает сам пользователь в полевых, так сказать, условиях.

Насколько я понял, чип дремлет с момента своего рождения и монтажа, что дает ему фору в силе и чистоте, когда волшебный поцелуй пользователя превратит его в прекрасного принца.

Неужели это абсолют в цифровом и мультимедийном аудио? Неужто мы пришли к конечной точке, дальше которой — равнина… Мы в течение лет наблюдали преобладание 1-битного стриминга и преобразования над мультибитом, в лобби которого вхожу и я, кстати. Мне всегда импонировал рельефно-аналоговый характер мультибитных «слов», ну, а резкость и некие частотные провалы меж «словами» я предпочитал не замечать, принимая их как неизбежные издержки цифры. Мне решительно не по душе была стерильность и примитивизм битстрима, в музыке которого как бы нечего было ловить. И что же ныне?

Частоты обработки цифровых данных повысились за годы поисков настолько, что «оперативный простор» цифровой музыки стал напоминать вселенную, чьи границы недостижимы или вовсе не существуют. Границы эти были обозначены по входу как 170 MHz, по передискретизации как 56 MHz, по выходу — 5.6 MHz. «Вселенная» цифры простерлась до 30-бит 28.224 MHz.

Лично меня и это не впечатляет. Я хорошо представляю провалы или упущенную музыку меж любыми ближними точками всякого такого высокого разрешения цифры.

Но в самое последнее время (на момент написания этого обзора) случилась (что за дурацкое слово…) небольшая революция. Все схемно-материальные навороты, которыми мы все гордились в AV-ресиверах и лучших ЦАПах… все эти счетверенные фазо-раздельные беррбрауны и монстроидальные гальванические либо цифровые фильтры… и прочая и прочая и прочая… все это гикнулось в небытие, превратилось в черепки, словно золото из моего любимого мультика про Золотую Антилопу. Мультибиту устроили похороны еще более символичные, чем процессия по эпохе хиппи в Сан-Франциско в начале 70-х с триумфальным переключением с психоделии на прог-рок.

После пары осторожных проб рынка в виде скромных новых моделей ЦАПа, американская PS Audio выпустила DirectStream Junior — ЦАП, призванный переводить практически любой (от безнадежного до хайрез и HD) источник и носитель виртуальной музыки в 10-кратное (!) разрешение «взрослого» DSD/SACD. Это значительно превышает пределы мечтаний цифро-филов получать из ничего халявную музыку с разрешением 1-bit 5.6448 MHz.

Если верить новейшей «амеро-экспертизе», сие достигается до обидного просто. Именно отказом конструкторов от всех вышеизложенных наворотов «традиционного» преобразования в аналог. На входе данные (по USB входу, в том числе) апсемплятся 50-кратно. Это разумеется позволяет уплотнить «ткань» за время прогона данных «затылок в затылок, побитно» до (простейшего же!) фильтра и понижения разрешения до реквизитного. Схема проста до безобразия, из нее уходит даже трансформатор (…один из трансформаторов), уступая место и роль операционному усилителю. Джиттер не произрастает, и порядок прохода данных регламентирован столь же простыми бортовыми «часами» VXCO (еще одна спец-разработка). Весьма схоже с принципом шумоподавления ANRS в кассетных деках JVC: вначале все выделить, потом все уменьшить.

Звук? Битстрим в его гипертрофированном виде. Взамен рельефному выступлению сцены одним фронтом — имеем глубокую… исключительно глубокую и оттого стерео-раздельную сцену. Боковые партии словно развернуты к слушателю ребром, еще более «крайние» уходят на линию слушателя и слегка в тыл, более центральные составляют собственные линии и планы, ну, а центр (вокал, как правило) способен продавить ваш пол… так уж кажется. Этот японо-английский звук ревербирирует средними частотами, которые, как им положено, обогащают собой и ВЧ, и НЧ. Это звук столь гигантского катушечника, который навряд ли существует в реале, а токма в нашем воображении.

Звук настолько категорически не вяжется с закачками и с компакт-дисками, не укладывается в тщедушное содержимое коробочки, что эксперты, которые послушали, теряются, путаются в словах. Они озадачены: принцип апсэмлинга давно известен, но только ныне он применен столь масштабно.

Выходных гнезд — легион (см. фото), и главный среди них это балансный XLR. Подключать в систему можно, как любой обычный процессор/предусилитель. То есть, к усилителю мощности непосредственно тоже. Для этого схема снабжена регулятором громкости — он столь же неожиданный и необычный, в нем я лично еще не разобрался, но функционирует нормально, адекватно… Подключив мультимедию и загрузив ПО, вы сможете оперировать и виртуальными источниками бестелесной музыки. По идее, чудес вправе ожидать и тут.

Этот аппарат… гаджет… устройство — обзовите, как хотите — знаменует новую эру ультра-экономного и эргономного хай-энд-аудио в цифре и мультимедии. Оно в дальнейших превращениях может обрастать собственными сложностями и наворотами, но те будут решительно иные, чем мы привыкли доселе. Я не берусь предсказать. Важно, что нынче мы заполучили неслыханную музыку. Точка.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий