Соловьёв ТВ

DALI: Rubicon пройден… или ваш еще нет?

У датской фирмы DALI на сегодня выжили 2 наиболее интересных линейки напольных колонок, Opticon и Rubicon. Обе венчает модель 6. В целом схожие по идеологии, конструкции и материалам (в особенности что касается ходовой магнитной части, диффузоров и подвесов динамиков), это все же разные колонки разной цены и звука. Какую модель вам надо? Я попробую предугадать вашу систему.

Разумеется, больше значит лучше, и резко расширенный диапазон данных у Рубиконов свидетельствует в их пользу. Действительно, эти колонки уникальны в том, что отметают сам характер звука марки DALI, не опознаются как именно колонки из Дании. Если бы не ограничения их 6-дюймовых басовиков — Рубиконы сошли бы за легенду нулевых, Данлеви. В принципе, когорта почитателей Данлеви может легко получить заветный звук от Rubicon 6, твикнув хор-р-рошие кабеля и подключив усилители Classe (марка и после переноса фабрики в Китай — ого-го, канадская!) Это очень точный, иголочно острый на транзиентах звук, который невозможно спровоцировать ни на Хендриксовское визжание, ни на Баховскую органную дрожь — разве что, строго по ходу программы. Этот самоконтроль очень ценен для очень большой музыки и системы. Этот контроль — единственное, что хорошего привнес «новый звук» со времен 90х. Это вокруг него ломаются копья спорящих и ради него выплачиваются огромные деньги.

Я понимаю, что тут должен привести техвыкладки — но их вы найдете в описании продукции на сайте фирмы, на ю-тьюбе. Я могу засвидетельствовать одно неоспоримое: современная роботизированная ультра-точная технология родила колонки, которые не приняли бы всерьез в 70-х. И наоборот… Рубиконы звучат так, как диктует сегодня вся индустрия звукозаписи и воспроизведения, концертного в том числе.

По этой причине Rubicon 6 не может сочтаться благополучно с винтажной системой до 1985 года выпуска. После этого — пожалуйста.

Эти колонки без вопросов отыграют систему мощностью усилителя 2×50 Вт синус 4 Ом, и выше. Безусловно, они покажут, что некоторые усилители и источники не добирают динамики и краев спектра. В этом плане их звук будет восприниматься как холодный и вместе с тем сдавленный. Придется подбирать кабели сечением 2,5 мм. Возможно, еще что-то.

Наилучшее применение Rubicon 6 — в домашнем театре, многоканальном аудио, но тут я бы избегал подключать к ресиверам Marantz дабы не получить излишнюю колкость и холод собачий. Оптимально — с Mark Levinson и прочей рельефно-играющей техникой. Этим колонкам надо дать пространственный простор по горизонту аудио событий. Контроль — контролем, но слабость Рубиконов именно в продолжении их достоинства: они способны превратить музыку в космический запуск. Если только вы не бредите тем самым концертным давлением — удерживайте их от этого азарта.

Еще. В стремлении соответствовать нынешним представлениям о правильном звуке музыки, фирма намеренно игнорировала очень узкую полосу СЧ, заполнив изрядно средне-низкие и средне-верхние частоты. Это действительно породило у Рубиконов исключительную прозрачность. Прозрачность инструментов и голосов, от которой шалеешь. Лично мои вкусы иные. А вы в демонстрации перед покупкой попробуйте сосредоточить внимание именно на этой черте. Почувствуйте вокал на вкус. Оно — ваше ли, нет ли? Достаточно пары минут, чтобы понять. Шансы таковы, что чем дольше вы будете въезжать в специфику этого звука этой уникальной модели — тем более вы заарканены, проданы этой концепции с головой. А что — недурное рабство, я бы сказал…

Иная история с акустикой DALI Opticon 6. Удивительно, как легкое отступление от конструкции Рубиконов (но опять же, принципиально те же катушки и магниты, диффузоры и подвесы, ленточные пищалки и прочее) здесь дало узнаваемый славный датский звук. Звук, который мы знаем по целому ряду брендов и про который ходит поговорка: Датчане не врут, они слегка увлекаются.

В данных окрас подозревается по резко суженной полосе частот. И действительно, бас не столь богат, прозрачен и одновременно глубок, как в Рубиконах — он скорее горизонтальный и сгущенный, как бы замедленный, игриво-инертный. Бас словно дегустирует музыку, а не пропускает ее со скоростью реактивного снаряда. Это что, плохо?

Отнюдь. Я не отходя от кассы могу набросать десяток марок, датских и прочих, которые подписаны на такой характер звука десятилетиями. Их СЧ лежат еще одним пластом после баса, и за ними лежат ВЧ. Столь же благообразные, чинные и упорядоченные, боже упаси.

Здесь явный вкус «древесной» музыки — и многие аудиофилы, ламповики голову положат ради такого окраса, пусть в данном случае ящик и задемпфирован изрядно, как пложено по науке. Действительно, вопреки «транзисторной» чувствительности и прочим паспортным данным — это прежде всего «ламповые» колонки. Они прописны лампе уже в силу «остаточной» прозрачности, которая есть в силу выпускания узкого СЧ-сектора из «сферы покрытия» парой басовиков плюс сдвоенный ВЧ-модуль. Разумеется, это не та бешеная прозрачность, что у Рубиконов, а просто — прозрачность. Для лампы самое оно.

Жаль, что басовики опять 6-дюймовки, поскольку лампа расчитана на площадь диффузора. Но с другой стороны, колонки DALI все фазоинверторные, и лишние вибрации диффузорам противопоказаны. Ведь датчане не врут. Фирма и так минимизирует работу воздуховодов, постоянно пряча их во все более укромные уголки конструкции.

Куда еще применимы эти колонки, кроме лампового усилителя? Винтаж. Вот где можно поставить на службу теплое звучание системы, дабы раскачать в сторону тепла данную акустику. В ней есть, зиждятся такие задатки. Для этого надо подать максимально возможное количество ватт с усилителя, до начала искажений. Не значит — на полную громкость. Значит — с мощного усилителя винтажной идеологии. Можно ожидать звук, сравнимый с известными «решетчатыми» колонками далекого прошлого, как Сансуи, Корал, Йенсен…

Когда мои назидания сойдутся с вашими впечатлениями — не забудьте сказать продавцу и форумчанам, где вы их вычитали.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий