Соловьёв ТВ

Концерт, винил TEAC TN-550 или все же CD — у кого сегодня правда?

Я отметился на «битловском новогодье» в кафе Огород в последнюю декаду декабря и должен сказать, что каждому овощу свое место. Для хороших групп, которые давеча я вкусил в большом концерте, сюда в барчик принесли ту большую акустику и огромный микшерский пульт. Разумеется, пультовик не смог согласовать аппарат с помещением и предпочел убрать уровень до приемлемого минимума.

В результате Сергей Гуцан звучал натружено, а Beatlove просто удручающе ученически. Все прочие участники воспринимались в лучшем случае как саунд-чек. Объясняется тем, что живой звук мешался с многократно запоздавшим и переотраженным плюс искажуха фидбэка с микрофонов на динамики. По этой причине мне нечего оценивать по артистизму или впечатлениям, но данное событие все же было нужно. Оно хотя бы внесло свежую струю ностальгии (каков парадокс) в опостылевшую концертную программу столичного рокапопса.

Это событие также доказало, что всяким концертом правит продюсер. Техника. Когда мы их не отмечаем и славим артиста — значит, техника была на высоте.

Теперь посмотрим, какова все та же истина на виниле.

Редкая птица TEAC

Винил ослабил популярность, снизил градус ажиотажа, сегодня он просто «игрок рынка». CD, напротив, забрал бывшую территорию hi-res форматов, которых выпущено не так много. С этих позиций — сегодня вкладываться в дорогие проигрыватели пластинок не перспективно, ну а совсем дешевые «пластики» неблагодарны, они дают слуху не более, чем плохо подзвученный живой концерт (см.выше). Как обычно, выигрывает техника «золотой середины». Один пример дан ниже.

Я постоянно подчеркиваю приоритет конструкции (сложности подвеса) тонарма в проигрывателе винила. В новой модели TEAC TN-550 тонарм именно охвачен прочным стабильным и потому безрезонансным «обручем», который позволяет инженеру подвесить тонарм наиболее корректно — правда, лучше всего, когда один «обруч» ходит внутри другого.

Убедиться, насколько поворот и вертикальный ход тонарма корректен, в нашем случае можно, поводя рукой тонарм вперед-назад и вверх-вниз. В данном случае ощущаем полное отсутствие люфта и одновременно отсутствие тормоза — тонарм легок и свободен, но четко держится в точке поворота. Идеально для пластинки, которую будет проигрывать. Это значит, что динамика бороздок будет передаваться иглой на магнитные индукторы головки именно так, как это происходило при нарезке матрицы диска.

«Безрезонансный» — не значит совершенно без резонансов, но лишь с «полезными» резонансами, поскольку никому в истории еще не удалось отсечь благополучно одно от другого. К счастью, TEAC во всех моделях этого ряда использует мраморно-композитный «слоистый» стол/шасси и композитный (насколько мне сообщают ощущения) тонарм. Благо, что не голимый пластик или графит, которые испортили не один Пионер с Денонами. Лучше всех в свое время поступила Сони, открыв углеволоконный композит для тонарма. TEAC не уточняет (из соображений авторских прав) свою формулу, но на углеволокно крайне похоже.

Разумеется, антискейт размечен для сферической иглы, и комплектная голова тут — современная АТ-100е, гибкая и чувствительная для аккуратного трекинга. Звучит современно аналитично холодновато, поскольку в добавок к традиционной конструкции парных поканальных магнитов тут катушки каналов разведены дальше обычного благодаря уплотнению их намотки. Умеет японская AudioTechnica работать!

Не беспокойтесь однако — тут аналитику балансирует конструкция стола. Она гасит излишки окраса, если и не может сообщить ему натурального тепла. Впрочем, я снова оговорюсь: определенное тепло (точнее, благодатную инерцию) вносит S-образная форма тонарма, где центр тяжести расположен корректно по центру, а сторонние колебания иглы доминируют над вертикальными. Сторонние как раз передают объем, стереораздел звуковых образов, азимут же подчеркивает глубину сцены.

Еще один важный фактор «утепления» звука аппарата — пассиковый привод. В отличие от прямого привода, пассик (в особенности данный плоский уретановый TEAC), а также и неизбежно задемпфированный каучуком двигатель, и еще — 16 мм акриловый диск… все вместе составляют «Комитет Охраны Тепла»… была такая инди-регге-группа в московской рок-лаборатории 80-х. Ведь в большинстве «престижных» дорогих «вертушек» все это есть металл, оттого там и звона больше.

Разумеется, как и везде на пассике без стробоскопа — здесь за стабильностью оборотов следит сервоконтроль. Обычно это кварц, здесь же своя разработка фирмы PRS3.

Пассиковый привод дает вам ощущение работы именно винила, а не CD. Это легкая еле заметная… не хочется говорить «фон» — аура. В прямоприводных моделях она тоже есть — такая жестковатая. Здесь это выражено как формальный показатель детонации 0,1%. Он очень формален — в древней модели пассикового Филипса было столько же, но там стояла уже не аура, а гул мотора, который мог поспорить с тихими партиями программы… Что выражено точнее — так это рокот: у TEAC это 67 дБ, а у того самого Филипса было 55.

TEAC TN-550 — аудиофильская и потому «ручная» по управлению модель, что означает меньше «звякающего» механизма внутри и больше пространства для мраморного стола. Это удобно еще и универсальной конструкцией площадки тонарма, которая в «ручных» моделях всегда приподнята и эффективно отсоединена от стола. Такой тонарм пользователь может самостоятельно сменить на любой подобный аудиофильский, если захочет. Автомат же — не более, чем удобство, и его фирмы не жалуют.

К статусу аппарата добавляет и вес 9 кг. И высокие (подстраиваемые!) ноги. И, разумеется, сменный шелл (держатель головки) типа SME. Подлинное удобство состоит в том, что — имея под рукой несколько шеллов с разными головами разного звучания — пользователь может разнообразить впечатления буквально «одной левой». Того же порядка — гнезда RCA на задней панели. Тем самым звуковой кабель можно разнообразить. Совет: не берите межблочный кабель. Для проигрывателя винила проводник кабеля должен быть тончайшим, поскольку нужно определенное сопротивление. Нужный вам кабель так и называется — фонокабель.

3-я альтернатива — CD

Кому надо, научились так или иначе облагораживать звук СD, и на фоне дорожающего винила этот формат стал желаннее, конкурентнее. Народ не на шутку вкладывается в специальные аудиофильские недешевые CD-плееры, нашпигованные технологией. Еще пока относительно плееров ходит заблуждение, что-де Беррбраун лучше Сони, а хай-тек высокого разрешения лучше консервативной развитой схемы — но взгляды и системы все разнообразнее, и это радует. Из новых интересных инженерных поступлений я постоянно отмечаю тоже TEAC (не пропустите следующую такую статью). Материал же обозрю ниже.

Gamma Ray / The Best (of) 2CD / Союз: невероятно и вызывающе трудный релиз для корректного воспроизведения на дому, поскольку это оголтелый пример арена-рока, немецкого притом. Притом — сборник-антоллогия, где студийщику пришлось выравнивать треки разных эпох и альбомов. Весьма громкий и широкополосный, однако динамику скомпрессировали и «утеплили» для единообразия. Участь большинства сборников. Немцы как обычно перестарались в «металлизме», посвятив этому конкретно один из треков (металл во славу металла — что за ерунда!), да и прочие не лучше, по наработанному шаблону, когда вся кульминация состоит в хоровом стадионном орании рефрена. Здесь, как никогда прежде, группа предстает как мощный «пивной паб-рок», напрочь лишенный романтики, пафоса, зауми Хелловинов, откуда группа родом. И так — порядка 3 часов! Нельзя не отметить буклет — он практически рвется от собственной толщины, при попытке всунуть его на место. Владельцу релиза хочется пожелать успеха в прослушивании.

Олег Чилап и Пчела-Бэнд / Сезон охоты / Cоюз: несмотря на отфонарное анти-концептуальное название и отъявленную, почти пародийную, БГ-вщину аранжировок — альбом начала 2016 года недурен. Достаточно для сравнения следующей ниже кипы новоявленной ерунды под видом молодежных групп. Сам Чилап (кстати, пренебрегший написанием Chill-Up, столь дешевым ходом столь многих молодежек) качеством вокала — из русского рока, посему битловские перепевки даются ему не очень, но зато на местном материале он «процветает». Первый же трек радует совершенным отсутствием компрессии или признаков наложения/пост-продакшена, интригует характерной английской губной гармоникой (кто же это такой?!) и общей схожестью с Marmalade «Rainbow» (1968). Увы, строй далее встречается еще только раз, прочее же — пародия на БГ и иже с ним бестолочей. «Какбы поэзия» выветривается из башки с последней цифирью счетчика, уже поскольку ваша жизнь даже с ней не соприкасается даже во сне. Тем не менее, альбом — торжество аналогового звучания партий в цифре, тем поспорит с винилом. Как научили нас говорить киношные переводные америкосы, «за здрове».

Кассиопея / Крестик, Магелланово Облако / Параллели, Inna Pivars & The Histriones / Interstellar Omnibus — Союз

Кассиопея это, как стыдливо-вульгарно у нас говорится, абзац (всему) и блин (комом). Отражая ТиВи/бестолкшоу-скудоумие, муз-профнепригодность, гаджетовый багаж и больную логику всего «несостоятельного поколения некст», вокалист пытается возвестить пост-апокалипсис в виде танцующих и ревущих неандертальцев, где-то еще — некую смерть, Чарли Чплина и прочую ахинею. Понимаете, чел, у Булгакова-то оно все было выстроено и исходило из опыта человечества, у вас же потуга эпатировать на пустом месте из пустоты. Вы вряд ли знаете, что такое Кассиопея, кроме как эффектное созвучие. Инструметал односложен под стать пению — блям-блям. Не, бабло сорвать на этом не выйдет даже с девочками-с-рюкзачками-и-в-армейских-ботах…

Далее по релизам: Облако… боже, какая разница между «Бежит сквозь сумраки Земли по лицам первая любовь» и «Идет любовь по проводам»? Только разница в исполнителях — старом и новом, оба из которых равно больны манией величия. Новый для пущего значения напялил на себя маску (боже, нет!!!) Гребенщикова-пойэта. Его фальцет, видите ли, подрагивает на ключевом слове — «бежит», «лицам». Песни отстоят от смысла даже больше, чем у Кассиопеи (кто бы мог предположить!). Чтобы причислить сие к Пинк Флойд или хотя бы к районному тубдиспансеру, нужно иметь наглость и мужество. Лично во мне этот специальный вокал вызывал желание сомкнуть руки на его шее, чтоб больше не вырвалось ничего. Инструментал столь беспомощен и примитивен, что ясно: этот состав вообще не переставляет пальцев на инструментах, а просто дергает ими периодически громче-тише. Я думал, но не стал назидательно разбирать баблгам-поп группу 60-х 1910 Fruitgum Co. Ее уровень «реально нереально» недостижим, в каждом миллиметре записи. Дело даже не в технике и насыщенности «старой школы» и в минимализме «новой». Дело в том, что на Западе на запись может пролезть только тот артист, который с помощью продюсера звука ясно и зримо выявит на потребу нечто значимое и даже великое, как бог-природа. У нас сегодня лезет полная и беспросветная фигня, на том стоим. Как сказал Коля Васин по поводу Битлз, у нас они бы погибли. Я б поправил — у нас бы Битлз стали очередным Облачным Магелланом. И кто же дал им, болезным, денег-то на релиз?…

Последний из пациентов — некто Инна Пивас (ее группу назвать с таким же успехом можно было с конца к началу). С огромной натяжкой могу отметить технику и притворенную створку души у клавишника, который недаром пространно и громко орудует на органе а-ля-ранний-Пинк-Флойд. Опять же, ни малейшего оправдания в пользу выпуска — ни на йоту ничего нового либо приемлемо убедительного, профессионального. Альбом не скрывает своего статуса китайской подделки — название и стиль тупо взяты из Флойдовской «Interstellar Overdrive», но за ними ни тени чувств либо нужды какой. Кто бы ни была эта Инна, она безнадежно заткнута на задворки эротик-саундтреков к порнушкам 70-х, не дотягивая даже до Аквы, до Франсуазы Арди, не говоря о Биркин в великом гимне «Je t'aime…» Она натянута, натружена, искусственна и стилизована — то есть, голословна. Жрать эту фигню все равно как картон вместо шоколада и вату вместо хлеба. Пассажи органа можно считать за мастер-класс для начинающих подельников эстрады и студии, в расчете на быстрый бакс…

Резюме урожаю нынешних CD: если это качество и музыка, то все бегом приобретать винилку TEAC и закупать винил до 80-го года записи. О да, Депешей и Ахи туды же в качель, ко всем этим Облакам, Магелланам и Ингам. Пусть варятся в одной каше. Возможно, хотя бы выйдет без рвотного позыва.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий