Соловьёв ТВ

Classe и другие в большом сравнительном новогоднем

Я предлагаю тест вашему вниманию. Помимо известной истины, что 4-омная нагрузка лучше 8-омной — я не рассчитываю на откровения. Я вообще-то шел в салон слушать колонки под себя. И вот во что вылилось…

Нет ничего глупее группового теста — понятно, что он выглядит, особенно с графиками и таблами, но толку? Групповой тест есть просто более удобная форма продвижения «нужного» (кто дает больше рекламы) образца за счет непроплативших. Технически ни магазин, ни «лаба» или редакция не готовы. Единственное корректное условие для теста такого размаха и претензий было бы снести все в особняк аудиофила где-нибудь в Сток-он-Тренте и пожить с этим недельку. Ухо должно понять и вникнуть, кабели и системы — притереться, мозг — решить, что к чему. И главное — кто-то должен оплатить ваше рабочее время! Но и это не все!

Главный элемент всей заварухи с аудио — чел. Есть люди, признающие, что не различают ничего и это не мешает им служить в СМИ экспертами. Таким же олухам это не мешает тесты эти обсуждать. Как чел, делающий тесты в журналах с 80-х, я вправе выдвинуть еще требование к тестировщику групповухи: он обязан въезжать в мировые понятия и быть включенным в процесс, происходящий за пределами Страны Дураков. Где такая страна находится — я не скажу (предположим — в сказке про Буратино). А для этого мало мелких взяток в виде служебной командировки или журналистской поездки за счет фирмы, которая рассчитывает на победу в групповом тесте.

Если кому-либо известен случай соблюдения всех этих условий, я готов умыть руки.

Почему еще более провален групповой тест категории 2-блочных усилов? Просто. Потому что такой усил практически ничем — кроме возможности построить Ватт по 400 мощности при 0 искажений! — не отличается от «нормального» интегральника. Вплоть до раздельного шнура питания от раздельного транса, все возможно там и сям. В подавляющем большинстве случаев этого разделения не требуется уже потому, что… оба «раздельных» компонента сообщаются меж собой в розетке на стене! Или вы в состоянии подвести отдельные генераторы питания? Нет? То-то.

Еще. Дело в том, что 2-блочник грандиозно зависим от кабеля, переброшенного меж блоками. Кабель этот — настройщик, и под каждый комплект он — свой. Фирма AVM вообще замечена в переключении этого аспекта на совесть пользователя. Она дает классный товар и свободу менять кабели на аудиофильские. Это ваш мощный рычаг. Как, скажем, и свобода менять лампы на другую марку в феноменальных усилах Prima Luma. Современные XLR-кабели теоретически лучше обычных перемычек Pre Out/Main In на винтажных 2-секционных интегральниках, но все равно, факт кабельного соединения сильно дискредитирует категорию нынешних раздельных систем в принципе. Как оказалось в тесте, полные усилители чуть ли не во всем (включая цену) лучше раздельных.

Суть в капризности и болезненной чувствительности нынешних высокоточных схем в отличие от винтажа, где таилось нечто большее. Недаром старый раритетный винтажный сток сегодня на вес золота. Ключевой вопрос качества и характера итогового звука с комплекта пред или проц плюс мощник — это вопрос настроек чувствительностей и уровней (где они есть), подгонок (хотя бы вкусовых личных подгонок, на слух) источников под них же и… вопрос согласования сопротивления нагрузки между обоими блоками. Среди инженеров мнения расходятся. Одни рекомендуют обвальную разность сопротивлений по выходу с преда на вход мощника. Другие — за близкое соотношение. Ответ — в учете прочих электрических параметров, но это глубины, куда я не суюсь без конвоя. В данном тесте мой помощник толковал мне о стабильности импеданса в различной нагрузке и соответственно высоком демпинг-факторе у некоторых удачных образцов.

Однако я не намерен строить усил, я его оцениваю скорее как продвинутый потребитель. Я вижу и слушаю — как не дано ни потребителю, ни инженеру. Я заметил закономерность: импеданс оттачивает звучание. Я на сей раз нанял лаборанта, который замерял уровень искажений (THD), но во-первых формат страницы не позволяет привести графику, во-вторых у меня нет желания и места комментировать еще и ее. В-третьих, графика все равно будет непривязана к прослушке — болтаясь, как флажок на бампере машины. Примерно с той же пользой.

По мне, входное сопротивление мощника должно быть достаточно низким, дабы входящий сигнал падал наподобие водопада, не встречая преград. Можно строить любые конфигурации, стыкуя предварительную часть радиолы Эстония с «фирменным» мощником. Примерно такую конфигурацию я однажды слушал с огромным удовольствием дома у одного консерватора без средств. Целый ряд нынешних участников априори проигрывает этой «системе нищего», поскольку лампа в предвариловке априори лучше транзистора. Лампа либо винтажный solid stste дает желанную кристальную середину, о которой стонут форумисты, раскапывающие помойки и e-Bay. Примерно с этих консервативных позиций я оценивал звук участников.

Готовя свой групп-тест 2-блочников, я намеренно включил мощники-моноблоки и (где обозначено) интегральные полные усилы и даже AV-модели для театра. С улучшением декодеров и процессоров цифровые и видео цепи перестали быть опасными для аналога. А цель теста — понять, стоит ли овчинка (престижный пред+оконечник) выделки, и кому когда впору нечто иное.

Меня шокировали рекомендованные цены порядка 7—10 тыс.долларов за комплект. По совести, надо розницу делить надвое. И потом еще надвое в распродаже, если комплекту не повезет.

Образцы, предоставленные салоном («салон» — гараж перекупщика в г.Троицке, пожелал остаться неизвестным), затем отправился куда-то по двум направлениям — так что мой тест не единственный. Все новинки рынка совершают этот «круг почета» по СМИ, если сразу не уходят к клиенту…

Norma Audio Revo IPA140, интегральный усилитель

Мне, помогавшему в отечественном сайте фирмы Norma, мне ли не знать про этот усил! Наконец я добрался его послушать в хорошей компании дружественного референтного круга клиентов салона… Обстановка — сильный фактор, особенно в оценке эмоционально богатого итальянского звука. Норма — верхняя модель и заставляет акустику петь рулады. Норма создана для оперных арий, вычленяя из них прозрачную составляющую, ту самую хрустальную середину (см. преамбулу). Увы, усил столь же мало-подходящ для рока и электрической музыки вообще. Я противник поляризации музыки на жанры и инструментарий, но по какой-то странной прихоти, итальянское аудио не любит, третирует бас. Плотный бубнеж с обозначением тональности еще не есть реалистичный бас, Бас то раскатист, то скор, он может наползать или оглушать — но тут все слишком единообразно и аккуратно. Тут вся событийность и эмоциональность — заслуга прочего диапазона частот. И этот диапазон «тянет лямку» исправно. Ранний Саббат тут терял в аутентичности, тогда как скрипичная музыка и ситара моего друга Тофани (кстати, тоже итальянский релиз!) шла просто волшебно, с сочными верхами на «нужной» частоте, Герц этак 12. Вот где график пригодился б, и мой помощник выражает это словами применительно к понятию октавы, но у меня сие не встречает отклика, извините… Даже на высоко-октавной музыке я не избавлен от боязни баса, который тут странно провален на частотах порядка 500 и 40 Гц. Диапазон ведь всегда взаимосвязан.

Вердикт: Не витая в облаках, Norma строит традиционное «двойное моно» на торо-трансах, оперирует достаточным током в 38 А, показывает искажения в мизерные 0,003%, хороший демпинг-фактор и прочие спецификации. Как и с другими маститыми участниками теста, Норме недостает малости: породы, преемственности. Поскольку Италия не имеет апостолов в hi-fi и не умеет толком записать даже компакт-диск. Это вовсе не отменяет факта подъема Нового Итальянского потребительского «железа», особенно кабелей, в нашу эпоху.

Luxman L509U, интегральный усилитель

Полная противоположность Норме, амеро-японская фирма, на которую замахивался даже всемогущий Самсунг, является легендой и законодателем, который формировал эпоху и рынок аудио. Точка. По этой причине данный архи-дорогой аппарат можно покупать, не опасаясь подвоха или растраты. Практика и данная схема доказывают: при общей доступности деталей и технологий, при большом числе безработных инженеров — Лаксман есть Лаксман. Его почерк формируется на каждом этапе, как формируется эмбрион. Мы — да и сами работники фирмы — не проникнем в тайну. Мы можем лишь перечислить достоинства: практически раздельная концепция пред/мощник в одном корпусе, аналоговая схема от и до (без микропроцессора и моторизованной громкости), оптимизированный согласованный импеданс (сопротивление), исключительно направленного действия обратная связь по предупреждению искажений, мощность 2х120 Вт на 8 Ом, сигнал/шум свыше 107 дБ, искажения 0,003%, входы по винилу для головок MM и MC, низкое потребление 330 Вт, выход типа Двойной Дарлингтон на 10 полевиках, конденсаторы на 40 000 мкФ, демпфирующего действия стрелочные индикаторы, аналоговые тембры, вес 27,5 кг.

Вердикт: усилитель во второй раз на моем опыте подтвердил прозрачное трепетное звучание музыки. Он вкуснее и красивее прочих участников, имеет способность окрашивать даже ущербную запись и систему в свои симпатичные фирменные тона. Это тот хай-энд, который не порывает с золотой эрой хай-фай и побуждает отвернуться от всякого «нейтрального» или излишне яркого и агрессивного хай-энда. Отлично экипирован функциями.

T+A P1260R + A1560

Баснословно дорогой (в наших краях, в силу таможенной политики) бренд строит плотные убористые солидные схемы на консервативных деталях, как правило не вырабатывая целиком их потенциал (номинал) — такая идеология практически целиком исключает искажения. Все — как подобает немцам. И этот агрегат не исключение. Более всего радует общий баланс в монтаже, когда взору открывается подобие пейзажа Манхэттена в миниатюре. Тем не менее, где-то в этих «каменных джунглях» сигнал задерживается и окрашивается более, чем хотелось бы и чем допускает акустика. Спасибо, что при этом еще не теряет в динамике (сигнал/шум сильно выше 100 дБ и дает любимое звукорежами концертное звуковое давление, без слышимых искажений). Впрочем, что такое есть консервативное евро-звучание, как не жертва динамикой ради стереоэффекта! Есть жертва и тут. Иными словами, я тут услышал все то же, что на выставочных демонстрациях и на тестировании позапрошлого поколения изделий бренда. Это артикулированный по партиям, сильно разнесенный по фронту (несколько хуже углубленный и совершенно не дающий азимута) звук. Звук — то есть сцена и образность. Назовите сие самовнушением, но возня с балансными и прочими соединениями меж блоками не дала ничего — схема слишком определена в своих «убеждениях», чтоб реагировать на разную ерунду.

Вердикт: Немец столь же прекрасный образец схемотехники, как и лишенный чувства прекрасного и потому холодный и бесчеловечный робот. Его воспроизведение музыки — роботизировано: в ней есть все положенное (как в немецкой тюрьме?), но нет свободы и жизни (как в тюрьме). Так звучит неремастированное издание Black Sabbath/Master Of Reality против нынешнего ремастера Юниверсала. Сподобится ли данный тест вообще на аналоги такого ремастера «в железе»?

Bryston BP16 + 4BSST2

Голос этого канадца со стажем и заслугами живо напомнил канадский же винил. Канадские издания звучат именно так, как Брайстоны… все без исключения (по опыту отношений с ними). Здесь до скуки та же история: что ни делай, как ни калибруй немногочисленные настройки — звук можно считать удовлетворительным сочным и частотно протяженным, лишь не испытав «нормальную» конкуренцию. А тут ее предостаточно, и данный комплект уступал в сочности даже Сайрусам. Поочередно стыкуя разных марок преды и мощники с Брайстонами, я не добился лучшего результата, нежели «родное» совмещение. Не помогла и компенсационная настройка в несколько дБ на Брайстоне. Фирма обожает игрушечные переключатели. Звук обделен по сочным ВЧ и «бьющим» НЧ. Помощник силился комментировать сие — обойдется. Нет сомнения, что канадцы осуществили красивые спецификации наряду со схемой. Вернитесь в преамбулу теста за объяснением феномена.

Вердикт: один из тяжеловесов теста, образцовый по топологии — усилитель Bryston даже в мостовом соединении (еще один эксклюзив!) не убеждает в мощности, от которой должно перехватывать дыхание: порядка 1300 Вт потребления и 2х400 Вт в стерео. Свербит в ушах, гудит в голове, словно это гигантская консервная банка в виде Царь-Колокола таки-взгромождена на кремлевскую башню. Спасибочки!

Cyrus Pre XP + Mono X

Английский бренд всемирно признан «странным» в том, как неграмотно (или оригинально!) он строит технику. Тут все тот же постылый Тришкин кафтан: англичане лихорадочно держатся за мультимедию и цифру (некий формальный ЦАП, USB, цифровые тракты) и цепляются как за соломинку — за такие достижения аудиофилии как проработанный блок питания. Но, скажем, NAD и Rotel в этой сфере сказали уже все, а компания «странных колонок Mission» похожа на Саудовскую Аравию, выводящую Т-34 на парад. Здесь настолько хорошие торо-трансы, насколько узки корпуса ящиков — и более ни-че-го-шеьнки. Это дало повод заявить максимальный ток 330 ВА, примерно 200 Вт потребляемой — магнитола, что ли? Делим на 2 и не получаем никаких 2х140 Вт выхода на 8 Ом. Чувствуя проседание, фирма рекомендует опционный блок питания. Я подключал самые разные колонки разной чувствительности и эпох, что нашлись в нашем сотрудничающем салоне — и остался недоволен.

Вердикт: Звук усилителя напоминает миницентр Шарп, что никак не вяжется с данными (даже не привожу) и с массивными корпусами (еще один английский ход!). Так и используйте. Твик не поддаст мощности, лишь скрасит существование. Лучший твик — это акустика, которая излишне дышит мощностью: Klipsch. Грубый американский рупор полностью загораживает собой тщедушный Сайрус. Психологическое восприятие как бы солидных моноблоков — вот ваш утешительный приз.

AVM Evolution V3NG + M3NG

Заслуга этой в общем новой хай-тек немецкой фирмы — в преемственности идеологии знаменитого Dual. Звук этот отличается от, скажем, Т+А породой.

Этой сцене веришь немедленно, в нее влюбляешься и далее ей гордишься перед коллегами. Вы слышите инструменты и партии, имеющие тело в пространстве и окруженные аурой, то бишь личным пространством. Этот эфемерный реверб непременно существует на записи в студии вокруг музыканта. Мне надоело «учить мат-часть», расхваливая хорошую схему и монтаж, за эти деньги основательность непреложна. За эти деньги мы покупаем нечто иное: особо роскошный, выше понятий нейтральности и хай-энда, звук. Примерно, звук музыки, который в вашем Английском Доме сделает честь и дополнит роскошный же интерьер. И все же пара слов: оба блока AVM удивляют рациональностью, строгостью, где нет лишнего. Строга даже маркировка и цветовая гамма деталей. Лучше всего за схему и статус говорит характер звука. Класс А, разумеется. Строгость же… Пред и мощник AVM были вторым случаем в тесте, когда мне вздумалось спарить их с «чужаками» — и (в отличие от Bryston) каждый раз звук выигрывал. Становился интереснее и событийнее, распахивался вширь. С AVM вы можете ощущать планы и тело партий лучше, чем полагаете. Режиссеры рассчитывают на технику, которая имеет задавленную середину — мерзкий признак Китая. AVM же наполняет музыкой диапазон СЧ. Это и формирует дополнительный план. Словно подняли декорации на сцене. Или же тухлый EV заменили Маршалами. Или ушла разогревающая местная группа и взял первый аккорд хедлайнер. Это понятно? Не верите — проверьте в салоне.

Вердикт: Питание на 500 ВА при неслыханной для Класса А эффективности, общая мощность — под 500 Вт, емкости на 70 000 мкФ, XLR категории WBT класса NextGen, несколько стадий тембра для поиска вкусовой настройки с общей регулировкой до +40 дБ! Нужно ли продолжать?

Classe SSP800 + CA2200 (опция: CA5200), комплект домашнего театра

Еще один специфический канадец-ренегат в смысле измены фирменному жесткому звуку Канадского аудио. Процессор плюс 5-канальный усилитель мощности, модель 5200, я гонял в стереорежимах, включая биампинг. 2-канальный 2200-й оконечник очень похож. Конструкция, схема, технологии и комплектующие — все это бьет рекорды в рамках данного теста и, полагаю, на рынке. Притупившись графиками моего лаборанта, ограничусь звучанием. Это был шок — услышать столь нагло нецифровое и свободное звучание музыки с хорошими натуральными транзиентами (границей партий в пространстве). Тем более — на жесткой современной «башенной» акустике JBL, Yamaha, Infinity, Focal, JMR. Колонки вдруг утратили всю аналитичность, которую одни эксперты трактуют (опираясь на свои графики!) как искажуху, а другие — как ее отсутствие. Из колонок восстали не жестяные или стеклянные фигурки, а теплые пульсирующие и живущие образы музыкантов. Внимание слушателя поддавалось настройке и на прозрачность, и на телесность. Это значит, что со временем система не надоест. В ней нет зацепки будущих недовольств. Это звучание присуще наилучшим катушечным записям и никак не присуще цифровым медиумам. Бас округлый и смело откатанный, потому комфортный и как бы джазовый, даже на роке. Вокал, снятый близким микрофоном, здесь дает натуральный резонанс мембраны и динамика, что особо бытовало в 50-х. Это вам не обрубающая ступенчатая фильтрация всяких театральных режимов и декодеров.

Вердикт: хорошая техника не маскирует звук. Classe, предназначенный как театральный (не 3D, но HD) AV комплект, является наилучшим аналоговым стерео, одним из самых сенсационных на слуху и в истории аудио вообще. Твик и даже сетевой аудиофильский кондиционер нанесут лишь вред его честному и потому чарующему звуку.

Обобщение темы усилителей — кратко емко деловито

  1. Конфигурация по блокам ныне — формальность. Ценность и статус усилителя — его схема, комплектующие, монтаж, высокие или консервативные технологии, а прежде всего — талант и масть инженера, престиж и опыт бренда. Нет бренда — нет усилителя.
  2. Усилитель лишь на 30% узнается по спецификации и графическим опытным замерам. На 50% это эстетические дизайнерские симпатии-антипатии и слуховые впечатления в должной комфортной обстановке и длительное время, вплоть до полугода для менее восприимчивых натур. Если сие нереально, попробуйте рассмотреть монтаж под крышкой. Чем всего больше и оно массивнее — тем лучше. 20% успеха. Шансы за то, что вам не позволят снять крышку. Тогда все 100% — мнение доверенного эксперта. Шансы, что его повстречаете, близки к 0.
  3. Из данных опирайтесь на потребляемую мощность, причем Вт (Ватты, Watts) составляют 2/3 данных в VA. Как правило, такая мощность на треть (относительно Класса А и при наличии темброблока — еще более) должна превышать общую выходную. Еще опора — наличие на усилителе переключателя нагрузки 8 и 4 Ом. И еще — вес, порядка 10 кг и выше.
  4. Две теории: усилитель хорош, если проводит сигнал наподобие куска провода и усилитель хорош, если снабжен эквалайзером или темброблоком на дискретных элементах, если есть проработанные операционные (местного применения) усилители в схеме. Моя теория: усилитель хорош, если располагает колоссальными (от 20 тыс мкФ) емкостями в блоке питания и выходными транзисторами в форме улитки, по 2—4 в канал (легендарная схема Дарлингтон). Форма транса ничего не значит. И ничто не заменит родословную — она непременна либо у бренда, либо у инженера, на него работающего. Помните: все комплектующие доступны всякому инженеру. Как и все слова, понятия и критерии доступны всякому тестировщику усилителей. Но сложить и подать, чтобы верилось тому и другому — это вопрос.

Обобщение моделей теста — предметно

Cyrus Pre XP + Mono X — 1 балл без комментариев. Колонки были названы.

T+A P1260R + A1560 — унять визгливый крикливый тон не удастся, но я б не стал прибегать к такому же штатному демонстрационному выбору Piega, а взял бы колонки посуше: Cerwin Vega, Castle. Нюансы нагрузки значения не имеют. Важен характер, идеология. 3 балла из 5 (для материалистов, терпеливых настройщиков, свободных от идеала глубокой проработанной сцены).

Bryston BP16 + 4BSST2 — Если коммутация и импеданс позволяют, можно экспериментировать и «обменяться женами» (блоками) с Нормой. Хрен редьки не слаще. Окрас настолько непривычен, что я рекомендую «бить шестеркою туза», залить огонь водою, то бишь подцеплять очень яркую акустику B&W за исключением нового «прибранного» D-поколения этих колонок. 3 балла из 5 (за масть).

Norma Revo IPA140 — тонально, динамически и идеологически близок к английскому Meridian, и поскольку о «приключениях итальянцев в России» говорить еще не приходится, то ваш выбор можно расширить. Если быть с усилом еще более тактичным и потакать ему, то лучше — массивные полочные колонки, либо напольные столбики при 6-дюймовках. Не стоит провоцировать этот бас на подвиги. 3 балла из 5 (так и быть).

Тройка лидеров

AVM Evolution V3NG + M3NG — все в системе, как угодно. Можно взять бескорпусную акустику, «родной» фонокорректорный модуль, некий щедро звучащий цифровой проигрыватель — не просчитаетесь. 4 балла из 5 (не всем же быть первыми).

Luxman L509U — выбор владельца напольных колонок как ProAC, Advent, Pioneer HPM-150. Полное доверие тутошнему фонокорректору МС, принимающему низшие уровни (головки Denon, Dynavector) и высокие (Empire). Выбор CD-источника критичен по «золотому» окрасу верха и подойдет Marantz, Onkyo. Если быть максималистом, то категорически нет: Harman, JBL, Philips. 5 баллов из 5 (в консервативной категории).

Classe SSP800 + CA2200 — нет ограничений и рекомендаций. Это родник. 5 баллов из 5 (в категории современной продвинутой мультиформатной).

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий