Соловьёв ТВ

Возвращение Гуру

Текст обзора: Владимир Елбаев

«Не прошло и года» — как не любили, но вынуждены были штамповано писать советские писатели в таких случаях. «Не прошло и года», и я готов вещать о преимуществах лампового усилителя вообще и PrimaLuna в частности. Знаю, что вопрос просто болезненный, и озабоченные соискатели так и не нашли ничего о звучании этих «ламп», кроме моего же отчета (ныне висящего на сайте магаза Солярис). Честно, я сам удивился, что успел так хорошо отслушать и описать Prologue 1. В чехарде дел совершенно не припоминаю этот эпизод своей биографии. Помню, что цеплял DALI, но нынешнее впечатление от колонок Thiel несравненно сильнее.

Я уже имел честь о том, что ПримаЛуна — безусловный выбор среди нынешнего «лампового наличия». По цене это четко на треть дешевле усилителя сходной категории Maгнат, который к тому же по выходу сделан на EL34 и располагают ламповым фонокорректором на борту (с еще «более мелкими» лампами!). А чем плох такой корректор по винилу? Да тем, что попытки создать слаботочную схему на лампе часто влекут борьбу с сильным (заметным) фоновым шумом от работы этих ламп, что нехорошо для сигнала магнитной головы. С другой стороны, ламповый фонокорректор, конечно, консервативно и потому корректно (тавтология непреднамеренна) реализует «виниловый сигнал» (вульгаризм непреднамерен). Но из двух зол выбираем меньшее, и я лично выбрал не немецкий усил с повышающей лампой на борту, а выбрал я ПримаЛуна Prologue 2 без даже переброски контактов для простейшего «лупа» входа/выхода Tape in/out. То есть, голландский инженер, разработчик концепции ПримаЛуна и экс-высокотехнологичной компании Goldmund, решил не обременять чистоту звучания и не рисковать соотношением сигнал/шум даже в такой мелочи. Разумеется, примешалась и экономия — где ее нынче нет? Короче, всякий интегральник этой марки (а фирма обещает модель Prologue 3 осенью с опцией между EL34 и KT88) поражает крайне обглоданной схемой, которая однако и выстроена-вычищена, как не снилось отечественному автору похожего усила Богемия.

Чем же ПримаЛуна (любая из двух «Прологов», доступная ныне, поскольку лезть в дорогие раздельные конфигурации пред/мощник захотят и смогут не все читатели!)… так вот, чем эти ламповые интегральники выигрышны — тем паче, в кризис и накануне (как нам твердят) соц.потрясений?

Несмотря на то, что даже создатели не берут на себя смелость гарантировать ресурс ламп выше 5 тысяч часов (а их комплект обойдется минимум долларов в 50) — ресурс можно ожидать и на него уповать. Немало ламповых радиол 50-х годов до сих пор работают на оригинальном комплекте! Конечно, транзистор (solid state) надежнее, но звук!.. Слушая всевозможные однотактные триоды Аудио Ноут, отечественные Натуралы и Богемии, а также иных «американцев», я год за годом отказывал ламповым усилителям в признании какого-либо преимущества над транзисторными монстрами 2 × 300 Вт. Первое сомнение в этом бастионе моих восприятий закралось в отслушивании CD-проигрывателя с маленькой лампой в тракте. Лампа ничего функционально не делала, а лишь присутствовала в схеме для благородства. И оно было! Было то, что я называю абсолютной прозрачностью, когда тембральная составляющая лид-вокала не густая совершенно и напоминает вуаль. Это несколько отлично от плоской размазанной, словно по стене, образности — та выстраивается на транзисторных усилах, но при этом отличается плотностью по средне-верхним. Я извиняюсь перед неаудиофилами, но им придется либо врубиться, либо принять жаргон на веру, тем более, что это в рамках мирового экспертного журнального жаргона.

Зачем нужен именно неплотный негустой вокал и его ли прописал режиссер, исполнил артист? Его, его — не сомневайтесь! Все это было с нами до нашествия транзисторно-микросхемных аппаратов, которые окончательно испортили сценопередачу. Ранний solid state убрал пространственность, но хотя бы укрупнил образность, ну а микруха не дала ничего, кроме экономии и примитива, получившего триумф в нынешнем флэш-аудио (вопреки байкам о якобы некомпрессировнных файлах).

PrimaLuna Prologue 2 + колонки Thiel (ах да, источник AVM Evolution) стало первой полной системой, которая вменяемо мне доказала, с первого же звука и до последнего, что ламповый усилитель можно и нужно сегодня брать. Брать, независимо от вашего менталитета и пристрастия к транзисторному стерео или к театру. Брать, наплевав на риски потратиться на смену перегоревшей лампы через несколько лет. Брать, не соблазняясь мониторингом аудио-записи и бортовым фонокорректором у конкурентов, которых на рынке и так «кот наплакал». Брать, хотя выходному трансу лампового усилителя может «не понравиться» сложный разделительный фильтр ваших колонок. И тогда возникнет некая компрессионность верхов. Даже так! Тут вам придется искать «беспрепятственную» акустику — эмпирически или просто Thiel. Все это «будет носиться и следует шить!» По одной необоримой причине. А именно.

PrimaLuna Prologue 2 в более-менее реализованной схеме звучит столь фантастично и в духе моих вышеотслеженных наблюдений, что прочие условности меркнут. Вы значительно больше сил и денег можете оставить на доводке транзисторного аппарата, и не приблизитесь все равно к данному звуку. Сие не требует инженерных выкладок, сие есть просто Знание Гуру. Впрочем, если угодно, перескажу коммент звукорежа, которому может доверять даже одноименный журнал: выходной транс разбрасывает характеристики сложного колоночного фильтра вследствие добавленного сопротивления этой электроники, что и лишает ВЧ-динамики поступающего сигнала. Действительно, оборудуя квартиру VIP-клиента компании Розбри (где я нынче работаю инсталлятором), я не смог добиться толку от его красивых винтажных колонок со слишком уж инертными ВЧ. Пришлось искать современную замену — о ее исходе я доложу, но «Тили» клиент не захотел по причине их скромного внешнего дизайна.

О различии между «Прологами» — в следующей порции. Но я недаром уже выделил Prologue 2. Он отрабатывает разницу в 20 тысяч рублей, поскольку при необходимости принимает вместо ламп 88 лампы 34, как у своего «младшего брата», а вот обратный ход мне (да и никому еще) не известен.

Общение с лампой делает что-то с вашей душой (не люблю это понятие, но пусть…). Вы становитесь тоньше и чувствительнее ко всему, словно клапан какой-то открывается. Вы одновременно возводите барьер между своим пространством и всей этой чухней, что под разным соусом несется из «средств массового зомбирования». Вы по-прежнему — часть Матрицы и играете по правилам Агента Смита, но вы в этом всем уже Нео, а это в корне меняет соотношение сил, притом что Агент Смит не знает, а вы знаете. Я сознательно не прибегаю к «излучающим башням», потому что не считаю Бондарчука искренним. Он, в отличие от Киану Ривза — тоже часть Матрицы, но наверняка без ламп. А лампы, как и благородный домашний интерьер, это словно ваша подводная лодка, только совершенно неуловимая для «охотников» и притом удивительно комфортная, энергетичная.

Возможно, в этом состоянии меня лично потянуло открыть и пересмотреть конфу «Возвращение Рюрика» в архиве форумов сайта В.Соловьева. Я увидел, что все мои стихийные ходы там ныне оприходованы слишком уж предприимчивыми полит-форумами. И если первые дискуссии действительно звучали, то их «транзисторные воплощения» как бы лишены трепета. И так во всем в нашей жизни и обществе. Вот еще почему нужна лампа. Это не бегство от реальности и не аудиофильские чудачества «дедов». Это энергетическая независимость вашего «я».

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий