Соловьёв ТВ

Маленькая B&W CM5 и центр: волшебные перевертыши

Маленькая полочная или, как любят говорить звукорежиссеры, мониторная акустика ближнего поля — все же, неоценимое удобство. Осознать это вполне и отдаться этой категории мешает стойкое желание «маять вещь» на полу. Вот, однако, практичные доводы в пользу маленьких колонок. Разумеется — еще и их меньшая цена. Также разумеется, посетители hi-fi-выставок могут благополучно пропустить несколько абзацев нижеследующего необременительного «ликбеза».

После него последуют «маленькие хитрости», если взглянуть на привычный предмет (колонку) под новым углом.

Очень хорошие маленькие колонки — всегда мониторы, с точки зрения «студийщика». Это понятие отражает их функцию — контролировать и доносить все нюансы и игнорировать «ауру», в которую звукорежиссеры и так не верят. Хорошая отработка нюансов — этого. однако, уже достаточно, чтобы маленькие колонки в любом помещении (а иногда и в машине) эффективно подменяли напольную «серьезную» акустику. Преимущество всяких таких хороших маленьких колонок — относительно малые уровни запрашиваемой мощности усилителя. Преимущество номер два — категорически равноценная работа колонок и всей системы в любом помещении. Ничего не надо глушить дорогими и обременительными средствами! Стены и предметы в этом случае всегда сами действуют как вторичные излучатели, отражая, переотражая и частично поглощая звуковую волну. В подходе инженера к конструкции маленьких колонок, так или иначе, воплотилась беспомощность перед неизбежными «влияниями» — даже если комната увешана коврами и заставлена фигурками. Кстати, в такой комнате как раз ожидается наиболее приятный и естественный звук. Напротив, в полностью открытой местности будет теряться звук даже очень больших колонок.

За полочный класс можно принять колонки высотой до 40 см и с несколько меньшими размерами по глубине и ширине. Как правило, это 2-полосная (басовик+высокочастотный динамик) конфигурация, 3 или 5 кг веса, единственная пара выходных клемм, а внутри — простейший разделительный фильтр в виде резистора или конденсатора. Такая колонка формально относится к hi-fi-категории, способна создавать звуковое давление (уровень громкости полезного сигнала относительно фона) порядка 50 дБ и озвучивает частоты от 70 до 20.000 Гц. с неравномерностью (то есть, с большей или меньшей очевидностью) 3 дБ. Эти данные всегда соотносятся с усилителем мощности, который работает на данную колонку и не должен создавать ей искажений выше 1%. Сдерживание искажений в свою очередь зависит от согласованности усилителя и динамиков в колонке по сопротивлению (импедансу), который для большинства случаев составляет не ниже 4 Ом.

Важнейший показатель качества колонки — мощность, которую, однако, можно искусственно завысить, замеряя на постоянном тоне, в лабораторных условиях и при максимальном уровне искажений. Вот почему все лабтесты — фикция, манипуляция и уловка. Идеальное согласование усилителя и динамиков достигнуто в колонках активного типа (то есть, с приданным встроенным усилителем). Они получили распространение в студиях, а также в мини-центрах и магнитолах. Их звук неизменно опознается как лучше сфокусированный. Однако, за счет куда более качественно исполненного внешнего (обычного hi-fi!) усилителя владелец пассивной колонки получит более превосходную динамику и услышит намного больше звуковых частот.

Пролистав историю маленькой колонки, находим следующее. Реже всех встречается конструкция на одном широкополосном динамике, соответственно — без электрических элементов (фильтров) в схеме. В редких случаях в маленький объем может запихиваться несколько (до 5!) динамиков и тогда соответственно усложняется электрическая схема. Динамики при этом могут выходить на разные панели, их клеммы могут выводиться для самостоятельного усиления, а дизайн корпуса фантазийно варьируется от многогранника до шара (который подвешивается цепями к потолку или имеет собственное основание-стойку). Такая колонка излучает в разные стороны и является (в отличие от обычной) омни-направленной иди дипольной. Использование необычных типов динамиков (например, абсолютно плоских диффузоров, пассивных радиаторов или щелевых) добавляет к выразительности дизайна и звучания, создавая впечатление действительно большой напольной и серьезной акустики класса Hi-End.

Напротив, отражения звука в комнате можно свести к минимуму, используя колонки направленного типа, то есть — чьи динамики и их организация на панели «посылают» весь звук вперед, к слушателю, без эффекта рассеяния. Зачастую корпуса колонок полностью закрыты, без отверстия фазоинвертора. Такой тип колонок отличается пониженной чувствительностью на сигнал, то есть требует подведения значительно большей мощности. Чувствительность выражается в дБ и составляет применительно к такой акустике порядка 80 дБ. Практически, такие колонки способны создать «большое» и «вездесущее» впечатление только на громком звуке и только с расположением слушателя в оптимальной точке прослушивания в комнате. Их достоинство, однако — более отчетливый и разборчивый звук.

Во всех типах маленькой акустики разработчик нейтрализует влияние корпуса, добиваясь эффекта «подвешивания» динамиков в воздухе. Если слушатель не в состоянии определить размеры ящика, то он априори принимает его за очень большой ящик. С этой целью внутри ящика реализуются определенные соотношения сторон, пространство делится на сектора или заполняется жердями, разнородными материалами. Таким образом, ликвидируются стоячие волны и иные резонансы, которые выдают размеры ящика.

Именно о такой, как в паре-тройке абзацев выше, колонке идет речь сегодня, когда дилеры A&T Trade получили новинку B&W. Ее особенности — существенная чувствительность 88 дБ и такое же звуковое давление, то есть сопосбность воссоздать громкость концерта на расстоянии 1 метр. При этом простейшая (здесь) схема на отборной электронике и сам динамик выдерживают «нагрузку вниз» до 3 Ом, что позволяет колонке забирать от усилителя всю поступающую на нее энергию. В противном же случае (у большинства колоночек на рынке) имеет место возврат части энергии обратно на усилитель и его злобное «захлебывание» (клиппинг). Как всегда с данным брендом, колонка работает с широким спектром усилительных «мощностей», от мизера до «сотки» ватт.

Кое-что у фирмы неизменно, поскольку апробировано. Нечего менять, например, в конструкции 16-см НЧ/CЧ-динамика на кевларе и у твитера, завершающегося алюминиевым отводом типа Nautilus. Слушатель отметит яркое броское звучание колонок, и этим они обязаны твитеру, который свободно «протягивается» до 50 кГц — пусть даже там и нет записанного звука музыки. Я бы оговорился здесь: предпочитаю рано «уведенную» АЧХ с целью имитации старого консервативного звучания, но то — дело вкуса.

Ну а важнейшее из новшеств новой серии колонок CM — это более массивная корзина и панельки на «морде». Металл в обрамлении динамиков и на их камере никогда не был лишним в истории акустики, но многие фирмы и тут умудрились напортачить: известны полностью металлические корпуса, дающие мерзкий роботизировано-индустриальный звук вместо прекрасной музыки. Что до СМ, то металла тут — сколько надо, и не более того. Помимо элегантности и демагнетизации металл сообщает еще и стабильность, которая всегда кстати для хорошо вибрирующих диффузоров внутри крепежа.

Цветовая гамма разнообразна под клиента и включает тон года (Венге), но я лучше — о другом. Фазоинверторная конструкция «малышек» совершенно не чувствительна к близости стен, так что вешайте их прямо на стену без опаски за качество звука. 10-кг вес колонки делает ее еще более независимой от антуража, будь то книжная полка или даже пол. Купив же еще и центр СМ, вы сможете экстра-дешево выйти на комплект с «гибким» применением и высокой функциональностью, особенно если вы живете на «временной» площади и можете съехать. Дело в том, что благодаря низкому сопротивлению реальной нагрузки «полочники» могут выполнять роль центра, а центр в этом случае отлично «превращается» в напольную колонку. Не надо бояться в этом случае расставлять пару-четверку центров CM по углам комнаты и ставить их «на попа», а не плашмя. Такое применение продиктовано исключительно «взрослой» конструкцией центра из новой серии.

В предложенной здесь неординарной конфигурации домашнего театра становятся ненужными напольные колонки СМ. Если вы купили весь комплект СМ — это даже лучше, потому что «напольники» пойдут на формирование вашей стереосистемы, второй в вашем доме. Почему-то считается, что народ живет бедно и является заложником государства-монстра. А две системы в домах — вовсе не редкость. Наверно так народ показывает монстру кукиш. Но в отличие от покупки ребенку в школу мобильника за 20 тысяч, две системы дома практичны и востребованы. Как ни крути, музыку лучше слушать на одной, а кино смотреть — на другой. Если валить в кучу, то музыка «пропадает» и «провисает». Тогда ей действительно место — на флэшке в метро.

Напоследок совет: читатель, не хитри. Не применяй совет к китайскому барахлу или к дурному эрзац-хай-энду, который ты ненароком купил где-то еще. Отношение рождает отношение, и плохая акустика в этом плане не имеет никаких — даже прямых — применений. B&W — оазис остроумия и английской находчивости, а их новая серия отличается запасом качества. Ну а как поэффектнее применить сабвуфер, который комплектован к покупке — в следующий раз.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий