Соловьёв ТВ

B&W ASW610XP: от «убедительного» баса — к басу реалистичному

Пересмотрев раздел, я удивился отсутствию нижеследующей статьи, написанной изрядно давно, но не устаревшей. Впрочем, я ее подправил в свете отменной и востребованной новинки. Дело в том, что качество баса есть самый ключевой аспект как живого концерта, так и хай-энд-системы, Качество баса чаще всего не удается домашним цифровым театрам и, разумеется, компрессированному в цифре файловому аудио… за исключением формата Sony Hi MD. Качество баса — нечто, трагически минующее уши и мозговые центры удовольствия у тех самых 10.000 миллиардеров, которыми мы обогнали Америку. Качество баса не заменить золотыми фонтанами и моторными лодками, даже если важно обозвать их парусными яхтами. В этом смысле качество баса делает олигархов ущербными и роднит с бомжами. Впрочем, бомж на открытом воздухе испытывает даже больше реалистичного баса.

То, что мы слышим в качестве низких частот, чаще всего — количество баса, которое «продавливает» наш мозг и заставляет верить, можно сказать, под дулом пистолета. Это становится важнейшей причиной отхода от кар-аудио и домашнего аудио и прихода к блатному шансону по телику. Впрочем, и эта статистика — дутая, купленная. В нашей статистике качество тоже подменяется количеством, ведь владельцы «стат-контор» сами хотят примкнуть к миллиардерам… Итак, долой монотонный гул и плотный бубнеж из бас-динамика. Россия — за прозрачный, членораздельный и сбалансированный инструментал! Это говорится из года в год. Из года в год освежается истина «Хорош тот сабвуфер, который играет, не опознавая себя в комнате». Но из года в год на рынок приходят новые покупатели нового поколения, которые наивно полагают, что сами знают про бас и что доселе баса и экспертизы не было, как и пресловутого секса в СССР.

Девальвация баса — следствие девальвации аудио. Я лучше буду слушать перестук вагона метро и читать книгу (не журнал же!), чем обозначаться «капельками» с МР3 на телефоне или КПК. «Санкционированные» жанры условной альтернативы, машинного техно и нищенского рэпа и их компьютерные методы записи — дань известному плану А.Далласа по «подмене истинных ценностей ложными и осмеянию недовольных». А вы говорите — не путайте музыку с политикой! Если вы подогнали мозг под такое восприятие — вам же хуже. Неслучайно китайцы при всем их прогрессе не воспринимают бас в классической английской интерпретации «золотой эры hi-fi». Китайские аудио-бренды признают густой и скучный мидбас — приторную тощую неповоротливую музычку. Если в электронике сие можно хоть скрасить поводами, то собственная китайская акустика — это просто караул! Вынужденные дружить и признавать Китай, аудио-журналы России вынуждены вводить читателей в заблуждение относительно всего, связанного с качеством баса. Эта мысль ясна? Разжевывать ее мне недосуг. Слушайте винил побольше — дозреете сами. А мы идем дальше.

Я в толпе подслушал разговор двух молодых самонадеянных лохов:

  • У него от баса диван трясется.
  • А колонки какие?
  • Такие побольше «Микролабов».
  • У меня диван трясется, когда секс, гы-ы-ы!

Тряска дивана — еще не показатель качества баса или секса, это лишь показатель конформизма лоха как винтика общества потребления лже-ценностей с большой маржой для 10.000 миллиардеров-предпринимателей. Сотрясание (наушника, корпуса колонки или дивана) — способ имитировать одну звуковую частоту, приложив мизерный уровень громкости в долю децибела. Естественный или музыкальный бас играет бесчисленными частотами на всем своем протяжении, скажем, в динамике от 0 до 110 дБ и на полосе 40 — 100 Гц. Учитывая, что всякий движок эквалайзера захватывает соседние частоты, приблизиться к этой игре баса «примочками» никак невозможно. Даже не пытайтесь выстроить правильную эквализацию по басу через формулы компенсации комнатных резонансов или автоматическую калибровку. Это еще ни одному физику не удалось. Я эмпирически добивался терпимых результатов, уводя некоторые частоты в минус. Звукорежиссеры с ушами тоже способны выделить и обезвредить паразитные частоты, но признают тот характер баса, с которым они работают на сведении программы — сверх-аналитичный, гипертрофированный, крайне некомфортный и непрозрачный бас. Поэтому я не верю в адекватность друга-предателя и режиссера Шляпникова в качестве главного эксперта одного крупного здешнего аудио-журнала. Так уж получается, что аудио-журналы в России стали некой «крышей», которую никто не звал и которая не умеет «крышевать», но почему-то спрашивает по 100 рублей за глянцевую размалеванную тетрадку, которая только мешается под руками. Закрыть же журнал — дороже, чем его держать. Та же абсурдная логика держит в России несколько рекорд-компаний и hi-fi-дистрибуторов, которые давно уже в тягость своим учредителям. «Я рад, когда выхожу в ноль», — в этой связи поделился со мной один такой бизнесмен, извиняясь за свой штат интриганов и недоумков… Впрочем, я уже утомился извиняться перед читателем за «лирические отступления» от темы.

Если ваша аудиосистема действительно хороша, солидна, то для ее баса очень опасен отрезок частот 300—700 Гц. Он «сажает» динамику. Здесь лежит так называемый мидбас, трясина вредной, немузыкальной, отягощающей слух информации. Как правило, для «коммерческого» (вернее, народного) формата эти частоты записываются с избытком — инженер «позаботился» о владельцах бумбоксов и кар-аудио, которые «тоже люди». «Забота» сомнительна. Мидбас всегда — густой, наглый, утомительный, монотонный, навязчивый… и дешевый. Его придется придушить эквалайзером.

Оставшиеся после этих «санкций» НЧ должны как бы неслышно дышать и толкать вас в грудь на разумной громкости программы. Как ни странно, сие достигается казалось бы посторонними настройками в аудио-процессоре, и я предвижу бешенство журнальных физиков от этой фразы! Чтобы доказать или опровергнуть сие инструментально, хорошо оснащенная лаба должна работать месяц! Так что, господа интриганы, не надо снисходительно списывать аудиофилию на чудачество и любительство. «Золотые уши» есть измерительный прибор номер один. Кстати, известный читателю салон Солярис не стал дожидаться «разрешения» физиков, а взял да последовал моим инструкциям. Прежде чем самому воплощать, можете послушать, как все это звучит в Солярисе.

Итак, в многоканальном аудио надо:

  • уровни тыла выставить чуть повыше относительно фронта
  • уровень центра и сабвуфера чуть поменьше (компенсировать громкость можно ручкой громкости на самом сабвуфере)
  • делать все это по возможности при заданном большом (Large) размере колонок, при соблюдении направления и фазировки всех (аудио и силовых) кабелей в системе. О фазировке аудиокабелей, не помеченных как плюс/минус: жила с полосой всегда подключается на (красную) «плюсовую» клемму, с надписями — на черную или «минусовую».

Фаза — это соотношение всплесков и провалов звуковых волн. Мерить фазу необязательно. Если, слушая запись, вы притопываете ножкой — значит, вашей интуиции «нравится» фаза. Выставлять фазу — задача потруднее. Если ваш слух достаточно тренирован, то верная фаза формирует в пространстве как бы «расплющенный» и прозрачный звуковой образ. Бас при этом не заслоняет прочее, даже если это ранний Black Sabbath. Он скорее накатывает на вас волной и пульсирует.

Для инструментального определения верной фазы подключений вам понадобится прибор (я видел в «Чип & Дип» за 1500 руб.). Если же фазой пренебречь, рискуете быть атакованными так называемой «выпяченной» сценой или еще хуже — асинхронными волнами. Иными словами, вместо очерченного конкретного инструментального баса вы услышите форсаж самолетного двигателя, а вместо очерченного и пространственного вокала — шепеляво-сипатый визгливый голос.

Система

Готовый комплект (музыкальный центр) застрахован от грубых ошибок, но он и звезд с неба не хватает — а значит, многое теряет в музыке. Музцентр не позволяет роскоши варьировать вкусовые оттенки по басу. Его акустика всегда усреднена, а между ней и приданным сабвуфером всегда лежит частотная «пропасть». Его бас бродит и не находит себе места, словно неприкаянная дворняга среди припаркованных машин.

Хороший сабвуфер имеет динамик размером не меньше 10 дюймов (25 см). Автомобильные системы и Hi-End немыслимы без 12—15-дюймовки. На столь широком диффузоре энергия распределяется верно: на мидбас — поменьше, на «трясущие» и экстра-низкие прозрачные частоты — побольше.

Столь же крупные диффузоры в остальных колонках системы хороши для создания общего звукового объема, но при одном условии. Их мидбас следует убрать (встроенным в процессор) эквалайзером, скажем, до -5 дБ, чтобы тот не «пересекался» с мидбасом сабвуфера. На слух — партии должны оставаться как бы «сухими», прозрачными, без признаков «сгущения» в пространстве. В кар-аудио можно воспользоваться присетом (как правило, «джаз» или «речь»), чей график соответствует поставленной задаче.

Как правило сабвуфер подключается проводом 1 RCA — 1 RCA, но некоторые ресиверы и сабы имеют двойные гнезда. Тогда гнезда коммутируются кабелем 2 RCA или разветвителем 1 на 2. Сабвуферные кабели отличаются от межблочных фольговым или плетеным экраном, а от видеокабелей — отсутствием серебра в проводнике. Потери сигнала на 5-метровых кабелях не происходит.

Отвод земли с сабвуфера надо замкнуть на такой же на ресивере, но необязательно продлевать его до стеновой розетки. Цель заземления — убрать блуждающие токи из системы и фазовые искажения из звука, а именно они могут присутствовать на «земле» в розетке. В некоторых случаях происходит короткое замыкание.

Немного о «вытягивании» компромиссного аудио с помощью выносного активного сабвуфера. Док-станции это позволяют, и это целесообразно. Всякий инструмент (за исключением синтезатора) охватывает широкую полосу, а не одну низкую частоту, и микросистема или док-станция воспроизведут хотя бы часть этого спектра. 3 контрабаса на тестовом альбоме SuperBass 2 / Telarс в этом смысле очень показательны. Остальное «достроят» дополнительный сабвуфер и ваш мозг. Что касается наушников-капелек и док-станций на крошечных писклявых динамиках — то для них (как уже говорилось) есть «форматные» жанры без НЧ-нюансов: грандж, альтернатива, электропоп.

Хочешь низа — займись верхом

В аудио все тесно взаимосвязано. Четкий верх очерчивает бас, который в свою очередь лучше выделяет верха. Все запитывается от сети, и стоит напортачить в одном месте — рушится вся звуковая сцена. Как правило, первый показатель тут — опять фаза.

В типовой комнате по крайней мере одно измерение (ширина) составит менее 10 м., а значит — наплодит резонансы по мидбасу. Поскольку к восприятию низа неизбежно примешивается верх, надо решать вопрос в комплексе. Массивные портьеры и набивные стены с потолком — радикальное решение, но можно обойтись полыми коробами из картона и ткани, которые вешаются или расставляются в комнате. Увы, чудодейственные деревянные таблетки и ячейки из-под яиц производят мизерный эффект в СЧ-области, не более того.

Всякое жилье имеет ассиметричное пространство, поэтому калибратор вашего ресивера выставляет реверберацию, фильтры и уровни каждого канала различно. Этот хаос обнажается при малейшем отвороте головы — не говоря о ситуации, когда слушатель не один в комнате. Тело слушателя уже меняет условия отражения и поглощения, с которыми до этого поработал калибратор. Поэтому прочь калибровку! Балансируйте лишь уровни каналов и игнорируете любые иные настройки процессора, основанные на добавлении цифровой реверберации (дилея). Сюда относится дальность колонок, цифровая коррекция, панорама излучения, ширина базы центрального спикера, уровень эффекта акустического оформления и прочее. Все это сказывается на качестве вашего баса.

Управление гневом

Декодеры, процессор и обрезные фильтры — все это составляет бас-менеджер или управление басом в многоканальном аудио. Даже если вы конфигурируете колонки как Large, сабвуфер должен «подружиться» с LFE-фильтром в схеме вашего ресивера. Вам придется выбрать подходящую частоту на аналогичном встроенном фильтре сабвуфера или вовсе выключить этот фильтр. Кроме того, саб должен «дружить», согласовываться с разделительными фильтрами на колонках. Об этих данных можно справиться в спецификациях. Особенно, если колонки вы подбираете отдельно от саба. Чем ближе идеология того и другого — тем лучше для итогового звука.

Мы тут заходим в дебри, но согласитесь — это все же плодотворнее, чем ругать журналы. Если вы паникуете, читая все это — расслабьтесь, выключите барьеры и дайте мозгу возможность следовать мысли. Мысль проста, даже если облечена в сложносочиненное предложение. Фильтры какого порядка применены в ваших основных или стерео-колонках, к которым вы присматриваете сабвуфер? Пологие фильтры называются ранним порядком и отсекают по 8 дБ на октаву. Крутые, резкие фильтры высокого порядка и более интересной архитектуруы работают 24 дБ на октаву. Пологий фильтр поаккуратнее обходится с фазой сигнала и предпочтительнее для образности, но его бедная архитектура удешевляет «калибр» звука. Более резкие фильтры щадят динамик, исключают перехлесты между сабвуфером и НЧ-динамиками колонок и однозначно они — лучше.

Что до воспроизведения баса с DVD, то здесь царит произвол. Здесь кроме «нормального» баса существует канал LFE — низкочастотных эффектов. Cоотношение LFE и многоканального баса на диске может быть ошибочным. Так уж записал режиссер. Типичный «трудный» диск — недавний релиз Ian Gillan/Gillan's Inn/SonyBMG в формате DualDisk DVD-Audio/CD. Здесь LFE-контент протянут до средней частоты 1 кГц, если не еще выше. Почти вся эта информация поступает на сабвуфер по каналу LFE, и встроенная электроника сабвуфера закономерно протестует против нее. Итог — звук, который больно слушать.

Бас без определенного места жительства

Если вы недовольны каналом LFE и считаете его утомительным, то можете выключить сам сабвуфер — или поднастроить электронику. Медленно сканируя частоты LFE-фильтра на ресивере, вы останавливаетесь на той, где «картина» вырисовывается естественнее, крупнее, убедительнее, образнее. Для этого нужно чуткое ухо и достаточно освобожденный мозг. Потом принимаетесь за ручку фильтра на сабе. Стараетесь найти положение, когда его бас приобретает «сотрясающий» и менее слышимый ухом характер. Зачастую в обоих случаях предпочтительнее не 40 или (общепринятые) 70 Гц, а верхняя возможная частота — 200 Гц.

Как сказано, саб хорош тогда, когда слушатель не определяет, откуда именно его «трясет». Это происходит, когда собственный усилитель саба обладает высоким КПД за счет большего допуска по искажениям. Искажения «выбрасываются» выше рабочих частот саба. Такой усилитель известен как Класс D. Как вариант можно вмонтировать в стену или в дверь комнаты и подключить крупный бас-динамик к блоку выносного усилителя и крутого разделительного фильтра. Как это делается в кар-аудио.

Некто по этому поводу сострил: если за каждое утверждение о слышимом басе в районе 20 Гц мне бы платили ущерб в размере доллара, то я бы не писал статьи про бас, а летал бы на Ривьеру на собственном самолете. Я жалею, что не я — автор сей ремарки, но она ошибочна. Бас считается ненаправленным — басовая волна напоминает гигантского удава. Но поскольку в музыке нет «просто 20 герц», то низко-октавные партии всегда легко локализовать и указать на них пальцем в комнате. Поэтому, если позволяют средства и коммутация ресивера (!), стоит поставить по одному сабвуферу на основной канал или на каждую из стен комнаты.

Здесь время напомнить: вызвать сотрясение грудной клетки даже на малой громкости разборчивой музыки можно лишь, имея усилитель на сабвуфере мощностью порядка 200 Вт. Такой способен при необходимости обеспечить звуковое давление на 20 Гц порядка 115 дБ. В отношении звука с hi-res-форматов (Packed PCM, DSD) и с декодера DTS такой саб способен «протянутся» еще ниже.

Резюме

Активный сабвуфер нужен домашнему театру, как воздух — особенно для восстановления низкочастотного канала эффектов, который записывается отдельно от сабвуферного канала. Саб должен как минимум иметь один вход, реверс полярности (чисто вкусовая и полезная функция), сетевую кнопку. Обрезной фильтр с выбором частоты и ручка громкости в конфигурации театра восполняются ресивером или схемой проигрывателя. Они пригодятся в сабвуфере в случае его подключения на выход pre-out аналогового стерео-усилителя. В подключениях надо помнить, что чувствительность входа на сабвуфере требует сигнал не ниже 1 Вольта (на 600 Ом). 6-канальные выходы проигрывателей и ресиверов не всегда соответствуют этим значениям. Также недогрузка в 100 дБ происходит при подключении сабвуфера по колоночным клеммам, то есть в качестве пассивного динамика. Для меня до сих пор загадка — смысл такой «свободы выбора» в активном сабвуфере, когда вы платите за электронику! Не иначе, стандартизация очередного физика. Однако, перейдем от случайного к главному.

Есть такая партия!

B&W — одна из студийных английских фирм, которые вышли из индустриальных революций в отличной форме. Особенно хорошо на фирме понимают и реализуют бас. Это несказанно красивый изящный и при этом прозрачный и трепетный бас с передачей всего богатства и игры нот. В этом плане эквализовать бас B&W бессмысленно. Этим калибром и объясняется повышенная цена на сабвуферы фирмы против многих «как бы не хуже» сделанных. Сабвуфер начинает звучать хуже от переизбытка воплощенных технологий, и кар-аудио пример тому. B&W же благополучна финансово, и поэтому может позволить себе не вестись на те или иные модные заморочки.

Кевлар сильно критиковали за его жесткую природу и соответствующе «медный» звук, но при этом «забыли» про плетеную структуру, про роль сопутствующей электроники и конструкции корпуса. На B&W любят кевлар, так как более красиво и очерчено звучащего материала не найдено. Не говоря о прочности кевлара. Во всей новой серии сабвуфеов 600 кевлар обогащен бумажной массой (ага, это то, что вы хотели!) и укреплен смолами. Это позволило создать принципиально новую звуковую катушку, которая сильнее, чем когда-либо, двигает диффузор и чутче меняет его вибрации. Вот откуда новая динамика, новая выразительность и нюансировка по НЧ. Модель ASW610XP — верхняя в новой серии. Она имеет пару усилителей, по 200 Вт каждый. Усилители нагружены на раздельные звуковые катушки, которые хитроумно «объединяются» на 10-дюймовом диффузоре динамика. Нечто подобное пока что применялось в студийной серии наушников AKG с колоссальным звуковым выигрышем по части нейтральности и реализма. Ну и еще одно безусловное преимущество — сложный сдвоенный комбинированный подвес диффузора. Он удваивает глубину «поршневого» хода динамика и отлично реализует те нюансированные вибрации, которые передаются катушкой. Иными словами, мы вновь — как всегда с этой маркой — имеем уникальное сочетание высокой динамики, быстроты реакции и звукового концертного давления с аурой или известной теплотой и инерционностью, которая свойственна живой музыке в объеме зала или студии. Данная модель априори прозрачна и «потрясающа», строго дозирована по плотности мидбаса, то есть она благополучно решает многие проблемы, о которых заявлено выше. Экономия же состоит в том, что в системе нужен и целесообразен один, а не два таких сабвуфера. Я боюсь, что пара таких победителей в недостаточно огромном зале будет просто создавать противофазу друг другу. Высокий входной импеданс: 33 кОм. Высшая частота встроенного (отключаемого) фильтра 4-го порядка — 140 Гц. Встроенный эквалайзер. Размеры обычные. Отделка ламинатом включает модный и красивый цвет Венге.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий