Соловьёв ТВ

Onkyo TX-NR929: 11.2, 9.2.2 или ламповый монстр? Все на свете

Пробы подключать отдельный блок AV-процессора к многоканальному ламповому усилителю мощности не удовлетворили аудиофилов. Причин тому 2: нет и не может быть процессора, который бы на режиме Direct пускал сигнал в обход чипов и который бы выключал лишние модули из питания механически, а не электрически. Нет лампового мощника или преда, который бы компенсировал малую площадь контактов на таких чипах (да и вообще — крошечные точки многочисленных контактов в звуковой цепи такого ресивера), даже когда те как бы отключены. Отсюда «превращенный» «мытый» «звенящий» и прочая звук у ресиверов, как их ни крути.

Крошечные детальки, в особенности те, что втиснуты в чипы — стигма многоканального аудио. В известной мере от него было свободно аналоговое квадро 70-х, но для цифрового аудио сегодня тот поезд безвозвратно ушел. Палочка-выручалочка при этом лишь одна — достаточно глубокие и объемлющие настройки тембра, фазы, частоты кроссовера и уровней громкости по каждому каналу ресивера.

Как должен сегодня играть компакт-диск. Примерный обзор лицензий-новинок

Matrixx «Light»: состав Агаты Кристи и Наив плюс приглашенные — в отличие от недавнего гранджевого дебюта дал нечто точное, конъюнктурное, искомое, БГшно-Башлачево-Стингрейное, которое будет в устойчивом спросе даже после пресловутого «вступления США в состав РФ». Песни выходят за рамки «дворовых бренчаний», как в свое время окрестил весь отечественный рок Градский — уже поскольку недурно подмешан оркестр, а мелодии в меру сложны. Сдобренный ВЧ-циканьем и определенно рельефный среднечастотный, хоть и плоский, притом исконно «эрзац-ленточный» звук записи и диска — как мне кажется, заслуга не звуковика Бардашева, не студии Параметрика и не заводской печати Союза. Это принадлежность вообще типичной отечественной записи, в той же мере, как мы привыкли отличать звучание немецкого Полидора или американского «зеленого» Уорнера. К чести моей опытной цепи воспроизведения (читайте ниже) — сигнал избежал компрессии и пиков, сохранив и прозрачность, и рельеф. Действительно здесь воображаешь себе не компакт-диск, а катушечник. Особенно способствует обилие акустических гитар и перкуссии, которые щедро и искусно рассыпаны тут и там по программе неожиданно добрых незлобивых и где-то романтичных песен. Кто бы мог ожидать от Самйлова и Аркадина. Саксофон Могилевского легко использует октаву, работает на общую убедительную окраску. Он кажется даже искуснее Д.Санборна. Вот если б весь русский рок был таким.

Boris Blank «Electrified Vol.1» 2CD: Cовершенно иной экскурс во глубину сцены, чем и любим издревле у нас Полидор. Техно-диско экс-основателя швейцарской нью-эйджевской Yello — это еще больше известного нам микса из гоночных треков, фанковых труб, неуемной перкуссии плюс новые наложения, закольцованные эффекты и повторяемые мелодии. Для коммерческого оформления своих личных многолетных опытов и архивов Б.Бланк привлек прежнего звуковика и, порядка ради, вставил альтернативного эсид-трубача, все же прочие сэмплы, звуки и наигрыши синтезированы им подчас любительски, дилетантски — от примитивного бытового магнитофона до нынешних компьютерных рабочих станций. Бланк заполучил такое моральное право, будучи социальным психопатом, стойко помешанным на фильмовых темах, музыке калипсо и рейс-треках. Ничто не отвлекает слушателя от водоворота звуков и сумасшедшей динамики синтеза. Слушатель оказывается втянутым еще и благодаря «беспотерьному» преобразованию бортового ЦАПа Onkyo (читайте ниже). Снова, как и в предыдущем примере, ни малейшего признака медиума, никаких раздражающих компрессий и пиков. Очень свободное движение сэмплов в этом грандиозном стеганом одеяле Бланка. Триумф и показатель цифровых возможностей в музыке.

Как это делается дома

Вот рекомендации по адекватной настройке одной новинки, феномена нашей эпохи триумфа консервативного аналога над цифрой и мультимедией: 11.2-канального AV-ресивера Onkyo TX-NR929 при новых высотных каналах тренда Atmos. А также и всех, на него похожих, коль скоро Onkyo — негласный поставщик модулей для многих марок. Формально, по числу своих бортовых мощников это 9-канальный ресивер, а на реализацию указанных дополнительных каналов вам понадобится один внешний стереоусилитель. Это мудрое решение повышает гибкость системы, ведь в большинстве домов некое стерео уже существует. Это решение открыто навстречу Dolby Atmos, поскольку позволяет конфигурировать систему как аудиофильскую би-ампинговую по фронтам либо с высотными колонками для сообщения образам и сцене еще большего размаха.

Я всегда рассматриваю навороченные ресиверы с точки зрения верности звучания, а не эффектов. Ваша задача — всячески разбудить средние частоты и снабдить их «мясом» буквально до трясучки голосовых катушек ваших динамиков. На вашей стороне при этом — хай-эндная компоновка сектора питания и выходных транзисторных каскадов, которые потенциально готовы озвучить такой сигнал с предвариловки и проца.

Рассматривайте все (какие предусмотрены дизайном) серединные каналы как важнейшие и доминирующие в балансе. Далее по важности и уровню громкости идут фронты, боковые, тыловые и, наконец, высотные. Если имеете активные колонки Genelec (у них больше запас по уровню), то можете использовать их по предварительному выходы с важнейших каналов. Если у вас «простая» акустика, уведите второстепенные каналы в минус по уровню. При этом пренебрегайте автоматическим калибратором каналов. Скорее всего, потребуется выставлять таким образом каждый из режимов, хотя мозги процессора вполне могут распространить разовую настройку на все свои режимы. Это очень удобно, но не всегда практично — практичнее иметь менее очевидную середину на саундреках, в особенности с агрессивной дорожкой русского перевода. Более выпуклую середину — лучше на цифровой объемной обработке РСМ-дорожки муз-CD и аналоговых источников (прежде всего здесь это режимы DTS Neo X и Dolby Pro Logic IIz с синтезом азимута или высотных каналов). Здесь я должен просить, у буквоедов сети, прощения за вульгаризацию терминов, поскольку моя цель — не сдача экзамена по физике, а понятный контакт с простым пользователем.

Ту же «логику доминирующей середины» примените к выбору стереобазы или «ширины звуковой сцены», которые тоже найдете в настройке каналов. Дайте больше «воли» тем колонкам, что ближе к центру комнаты. Параметрический эквалайзер на ресивере Onkyo позволяет выбрать центральную регулировочную частоту по каждому каналу — наделите ваш центр частотами поближе к 1 кГц, прочие каналы — более дальними частотами, причем высотные каналы будут у вас самыми «удаленными». И самыми «тихими».

В данном усилителе заметно быстрее, чем в прошлых моделях, происходит набор уровня громкости. Следствие улучшенной схемы, более емких конденсаторов, особо крупного Ш-образного трансформатора.

Не одна лишь Omlyo — разные фирмы повернулись к изначальным конфигурациям прочь от новомодных ультра-экранированных и секционированных схем. Оказалось, что один общий транс и одна нашпигованная плата для разных цепей аппарата как бы способствует единству неразваленной сцены. Прежде же считалось, что чем больше раздельных плат и трансов с их «обвязкой» диодиками — тем лучше стерео разделение и тем меньше искажений. На деле же в конечный сигнал пролезали наиболее вредные и неискоренимые перекрестные и фазовые искажения, поскольку разные аспекты звука не «дружили» меж собой. Короче говоря, данная схема возвращает нас к достославной «10-й серии» усилителей Ямаха, когда в конце 70-х эта марка принялась завоевывать рынок именно своими увесистыми деталями.

Поскольку выстроена по новому данная идеология, то получше действует и бортовой цифровой эквалайзер Audyssey, он же — динамический экспандер. В большей мере, чем ресиверы вообще, данная модель звучит полнокровно, сбалансировано по басу, даже не подключая сюда активные сабвуферы. Неслучайно здесь фирма посмела предложить режим Double Bass — фактически ультра-лауднес, для которого нужен колоссальный запас неискаженных децибел.

Это качество дорогого стоит, поскольку позволяет совершенно ликвидировать психологический разрыв между ресиверными бортовыми мощниками и сабвуферным. Даже без сабвуфера и даже не особо озабочиваясь настройками кроссоверов, в поканальной акустике присутствует «мясо» хороших средних частот. Для сравнения: во всех без исключения ресиверах Сони, Денон и Кенвуд, которые мне попадались, зависимость образности и сцены от факта подключения саба всегда была убийственной. Говоря яснее, все такие ресиверы не могли избавиться от тощего качества звука — все, что они могли, это замаскировать его изрядными басами из сабвуфера. Именно этот недостаток ресивера как класса вызывает постоянное недовольство многоканальным звуком.

Неужели теперь этой «расовой дискриминации» в ресиверах пришел конец? Во всяком случае я здесь констатирую столь же приятное эрзац-аналоговое качество эквализации, что и в эпохальном эквалайзере всех времен и народов, американском ЭйДиСи Саунд Шейпер 3. Снятая крышка ресивера не прояснила, насколько дискретно проработан каждый из каналов бортового эквалайзера, думаю, что чудес в цифровом аппарате такого веса и размера быть не может, но вообще фирму можно поздравить: цифровые обработки в целом очень выразительны и сохраняют «воздух», как если бы тракт был строго «прямым».

Что до именно режимов Direct и Pure Audio, то в данном контексте лучшим комплиментом является отсутствие гнусавости, которую я уже давно привык с ними ассоциировать. Впрочем, готов сразу назвать ценный твик ресивера, если будете покупать. После замены штатного, не самого плохого, кабеля питания на аудиофильский пожирнее — к прежнему вернуться вы точно не захотите. Извините, но таков уж запас качества схемы.

В каждом следующем поколении ресиверов Onkyo я ощущаю этот прогресс схемы от совершенно едкого и навязчивого тембра в начальных моделях до все более протяженного и линейного, то есть лишенного пресловутых цифровых искажений, в нынешней. Ценна не гибкость настроек, которыми привычно нашпигованы процессоры — ценна их приближенность к... классическому предусилителю. Вот почему в данной модели безболезненно реализуются обширные настройки кроссовера. Какую бы частоту ни выбрать (40/50/60/80/100/120/150/200 Гц!), какой бы DSP ни задать (Rock, Sports, Action, Game) — вы ощущаете эту благую связь с классикой.

Пора назвать данные мощности на канал и те узлы, что за нее ответственны. Пора также справедливо признать, что индустрия ныне оперирует вздутыми стандартами против прежних строгих. Ни одна целиком аналоговая схема в истории аудио не даст 185 Вт/канал, которые заявлены тут. Но все же тут стоят лучшие, чем прежде, трансформаторы Onkyo HCPS, более мощные дискретные детали WRAT с модулем Дарлингтон по выходным транзисторам, а мощность замерялась не иначе как в би-ампинге. Здесь и подсказка пользователю, как получить эти данные на дому.

Аппарат распознает DVD-Audio, Super Audio CD, если ваш транспорт их воспроизведет. Ложка дегтя в этой аудиофильской бочке меда — конечно же, перенасыщенность технологией и программами, в особенности по коммутации. Уже не половину, а две трети сервисов вы использовать не будете. Сюда же отнесу кварцевую стабилизацию частоты (лишнее — джиттер и так подавлен общей хай-тек-конструкцией), а также тракты масштабирования видео в 4К и пропускания мультимедийного аудио. Их режимов здесь тоже немало, звук и изображение здесь обрабатываются по стандарту 11 каналов и 2 сабвуферов THX Select 2 Plus. Занятно — но их молчаливое присутствие нехорошо. Они напоминают об обществе потребления, в котором мы вертимся. Если в стерео-расклад баса я еще верю, то категорически не верю в массовое зомбирование населения гаджетами и потоковым аудио. Если завтра всем раздать по виниловому проигрывателю с их любимой музыкой — о мультимедийном уродстве и смартфонах не вспомнят даже школьники. Они прекрасно подключат все аудио проводами вместо блютус.

Возможно, в перечислении достоинств и «фичей» осталась в тени первостепенная функция, ради коей аппарат следует иметь. Здесь практически по каждому из каналов стоит оригинальный ЦАП Texas Instruments Burr-Brown 192 кГц/24-бит, причем его аккуратность обеспечена еще и дифференцированным питанием этих чипов в зависимости от нагрузки. В переводе на нормальный язык, вы немедленно отмечаете «еще лучше» (куда казалось бы лучше?) прорисованные верха и действительно «неконсервную» середину на CD.

Плата бортового фонокорректора (!) невелика и не хай-эндна, но опять-таки значительно лучше, чем те, что на своих топ-аппаратах ставит Сони. Винил как бы обнажает свое загадочное звучание и становится похож на CD, и в этом плане аппарат похож на ламповую PrimaLuna. Если чистота пластинок для вас первостепенна, то лучшего не ищите.

Как видно даже из моего беглого (!) рассказа, новый ресивер «еще более» неисчерпаем, чем любой до него и вне данной марки. Его категорический выигрыш против конкурентов — в чумовой схеме и элементной базе, которые лишь формально называются прежними терминами. Модель обладает искомым классическим и консервативным (!) качеством звучания, которому трудно предъявить малейшую претензию. Я и не предъявляю. Жалею, что мои средства никогда не позволят мне обзавестись оным. Как говаривали революционеры, ради будущих поколений стараюсь. 18-кг ресивер в момент публикации уже поступает в магазины.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий