Соловьёв ТВ

Новое поколение AV-ресиверов Onkyo: зачем

Если снять крышку или закрыть название, то различить AV-ресиверы между собой очень трудно. Самый надежный показатель качества — известные логотипы и высокие спецификации на чипах, крупные номиналы на емкостях, общая компактность и «убористость» схемы (платы в 2—3 этажа) и, конечно, переборки между секциями, как в современных офисах. Но китайские «ноу-неймы» и «расхожие» мировые лидеры электроники (Panasonic, Pioneer, Philips, Sony) и здесь удосуживаются сильно экономить и усреднять реальное качество. Тогда это качество приходится «вытягивать», словно Мюнхгаузен — за волосы себя и коня. Прежде всего — заменой сетевого шнура питания на самодельный, сделанный на моножилах и массивных вилках из Leroy Merlyn. Кстати, магазин так и продолжает зомбировать своей искаженной французской транскрипцией…

Корейские и отечественные мультимедийные бренды даже не упоминаем. Иже с ними недостойны упоминания эрзац-хай-эндные, а фактически малые сборочные предприятия, напоминающие вьетнамский «Рибок». Выходя на охоту за ресивером, я бы поостерегся и подлинной дорогой экзотики вроде Krell — через мои руки прошел не один десяток разных таких, и время над ними не властно в том смысле, что по исполнению и звучанию они кажутся бестолковыми.

Так все же: НЛО или компетенция?

В общем, с ресивером легко обмануться. При том, что все там будет на месте, и даже встроен фонокорректор (специальный модуль для подключения проигрывателя винила), ресивер просто не будет нравиться. Улучшать его — себе дороже да и долго. Фирмы уже много лет как прекратили отслушивание ресиверов перед запуском в серию. Они давят рыночным присутствием, меняя свои модельные ряды, словно перчатки. При этом «план развития» инженерам известен на пару лет вперед, и подход к обновлению ряда и моделей — механический, как в мультимедиа: модуль низкой функциональности меняется на модуль высокой.

Между тем, ресивер имеет право на душу и индивидуальную разработку, ведь через него материал проходит и подвергается «окраске». Модульный подход изготовителя не отменяет закона: аппарат есть сумма его слагаемых плюс нечто неуловимое, идеологическое или случайное. Характер. Это может быть, скажем, соседство иных травленых дорожек, чем в предшествовавшей печатной плате. Или решение инженера ввести в схему чип из «параллельной Вселенной», каковой является профессиональная студийная техника. Если это происходит, под новшество придумывается звонкое название и слоган. Но вот что за Франкенштейн выйдет из лаборатории — неясно.

Эксперты — жертвы этого порочного маркетинга продукции, они просто не успевают оценить новые аппараты и вынуждены умело отписываться. Только что журнал Russian Digital (визуальный близнец гламурных «Техногида» и Technonews) решил поставить очередную точку в этой бесконечной истории и поручил экс-руководителю журнала Stereo & Video создание у себя Новой Лаборатории Ермоленко. Однажды Ермоленко без шуток назвал показания тестера «самым знаменательным событием», а ответственность — главным качеством эксперта. Интересно, что из этого, изрядно заклейменного «АудиоМагазином» и его американским партнером Stereophile, предложат юзеру как инструмент выбора.

Каждое наше объятое лихорадкой СМИ полагает себя умней прочих, но снова и снова мечется между заговором и антибиотиками, игнорируя здравый смысл. Вот и «находка» издательства SPN — это давний стереотип. Еще в Брежневском АПН об «образцово-ответственной» статье пера некоего нынешнего серого кардинала СМИ, американский авторитет отозвался: «Сочинение гордого школьника». Одна из причин, почему в России нет ни стабильного футбола, ни цивильной олигархии, ни вменяемого аудио, ни даже нормальной ресторанной эстрады (но даже в Таиланде оно есть!) — это убеждение: всякий продукт рождается в муках. Ну а больше всего мучается дурак.

Однажды «пожизненный диктатор» сайта iXBT Лядов предложил мне экстра-гонорар за расчленение ресивера и описание внутренности каждой детали и за груду графиков, которые можно построить за полный рабочий день в течение двухнедельного «заключения» в лаборатории фирмы. Это было названо «настоящим тестом». Сайт Ferra ресурса Rambler дополнил список требований еще пунктом: как минимум инфаркт тестировщика.

Перефразируя поговорку, дорога в рай вовсе не вымощена дурными намерениями. Напротив, хорошего западного разработчика отличает жизнерадостное чудачество. Он не боится даже конкурентов. Так уж устроено общество. И это здорово. Это и позволяет им поставлять аппарат за аппаратом, который радует пользователя. В физике решительно нет аксиом для «самого правильного» решения. Оно идет исподволь. Так что нет никакой магии графиков. Есть баранья ненависть иных рекламодателей ко мне как к гуру. Есть Большой Брат, надзирающий над бизнесом и до тошноты и отторжения пиарящий «своих». Видел ли читатель пиар Елбаева? Нет? То-то же. А раз так — не надо прикрываться принципами и рассуждать о компетенции, господа как бы воротилы бизнеса.

Впрочем, почему я уперся в СМИ? Новая яркая звезда мировой поп-музыки валлийка Даффи попала на обложку американского журнала Rolling Stone, но я готов спорить — не попадет на его российский «отросток». Зато туда попали уроды вроде Moloko или Летов под циничным слоганом: «Летов в ГрОбу» или что-то вроде этого. Даффи исполняет божественно чистую музыку, которая — святая вода на уши сатанистов. Жалкие потуги на искристый юмор практикует журнал «Автозвук», но сатанизм проглядывает через этот «овечий жупел». Нет, СМИ решительно не готовы к большому и чистому. В лучшем случае, они сведут к зубоскальству и неуклюжему плагиату а-ля-Камеди: давайте вымоем слона…

Спросите чего полегче

Реальных черт аппарата не знает никто, пока не поживет с ним «вплотную». Аппаратов же на рынке больше, чем экспертов. А въедливых покупателей — меньше. Но от меня все равно ждут чуда, простых беспроигрышных готовых рецептов. Что ж извольте, чем могу…

  1. Передовые форматы и уровни разрешения по звуку и изображению — самый общий показатель, позволяющий точнее, но необязательно качественнее настроить ресивер. В вышеуказанных примерах они не гарантируются или нередко плоховато реализуются. Причина: слишком большой поток и вал.
  2. Наличие гнезд XLR, компонентных видео гнезд и съемного отдельного шнура питания предвещает качественный звук и изображение, которые могут быть ограничены чипами декодирования и обработки, общим подходом изготовителя.
  3. Незнакомый или сомнительный бренд не стоит проверять по форумам юзеров, так как там работают наемные операторы. Практически любой такой ресивер весом за 12 кг — неплох.
  4. Задняя панель должна иметь 6-канальный вход и выход, (предварительный) блок процессора должен иметь декодер Dolby Digital. Прочее приложится.
  5. Всякое новое поколение ресиверов гипотетически лучше обрабатывает и передает сигнал, располагает более широким набором прочих функций, однако вы все равно будете пользоваться одной-двумя, так что не обращайте внимания. Имеет значение реализация обработанного сигнала, то есть — массивность и число конденсаторов и трансформаторов в схеме. В этом смысле хороший стерео-усилитель 1975 года лучше плохого 7.1-ресивера 2008 года. Тут сделайте поправку на предыдущие пункты перечня.
  6. Фонокорректор плохо встраивается в схему ресивера, а инженер скован бюджетом. Примиритесь с покупкой выносного блока для вашего винила или обратитесь к «комбайну» марки TEAC.

Неблагозвучное Соломоново решение

Следующая, вторая сверху модель в ряду фирмы Onkyo — всегда универсальный выход. Эти порядка 700-1000 у.е. стоимости оправдывают себя. Но в последнем поколении фирма спустила джентльменский набор комплектующих до своей серединной «шестисотой» серии.

100-ваттная (на канал, 8 Ом, RMS) модель TX-SR606 тем самым сочетает «марочное» густое звучание «семисоток» и элитной серии Integra c широкой современной функциональностью и навороченным пультом, внешним символом «высокой масти». Какой бы проигрыватель вы ни имели, ЦАП ресивера — лучше: 192 кГц/24-бит во всех каналах. Из всех цифро-обработок наилучшие, реалистичные — собственные фирменные имитаторы звуковых полей. Они поручены высокой особе — 32-битному чипу Analog Devices. Переназначив, колонки можно подключить в би-ампинге, по-аудиофильски. Поскольку тонкомпенсация предусмотрена автоматом калибровки, то на колонки можно послать богатый бас, и тут би-ампинг впечатлит даже блондинку. Наконец, нюансированный низ. Каков бы ни был фильтр вашего сабвуфера, вы воспользуетесь здешним: по 40/50/60/80/100/120/150/200 Гц. Зачем столько? Затем, что фирма сигнализирует: ее бас достаточно разборчив и протянут, чтобы слышимо реагировать на каждую из настроек.

Далее по модели. Сегодня цифровые и аналоговые, видео и аудио тракты не мешают друг другу. Располагая декодерами всех форматов, новый ресивер отрабатывает видео с тем же апломбом. Даже «простое» видео заметно чище с источников сигнала высокой четкости. Заметна разница между «обычным» видео входом, RGB и четырьмя HDMI (для многих это до сих пор — ребус). Столь же ощутима, не просто декларирована доводка «обычного» видео до 1080i. Процессор-то — легендарный Faroudja, обставленный новой версии HDMI, которая избавлена от нареканий владельцев «первой волны» сей модной функции. Конечно, тут же подсуетились и «лидеры электроники», чрезмерно озабоченные функциональностью, но закрывшие глаза на звук. Да, их HDMI тоже хороши, но в Onkyo видео хорошо постольку, поскольку хорош и звук.

Инженеры фирмы, прямо скажем, не с самым благозвучным названием для европейского уха, тем не менее, отрабатывают свой хлеб честнее иных благозвучных. Они следят, чтобы на рынке не было дубликатов, моделей-близнецов. Чтобы выбор покупателя был точен и обоснован. Пример — недавняя модель ресивера аудиофильского статуса Onkyo TX-8222. Здесь девиз: простота и фундаментальность схемы + отборные детали. Он и звучит, и показывает иначе, чем вышеназванный.

Классическая и консервативно выдержанная мощность — 70 Вт/канал (4 Ом, DIN). Низкоимпедансная нагрузка благодаря высокому току в блоке питания (HCPS). Это значит — взрывной чистый динамичный открытый звук, когда это требуется. Понятно, что выражения все затертые, но приходится прибегать к ним. Ключевое слово тут: «открытый».

Все это здесь осуществлено с легким подчеркиванием, акцентом по сравнению с предыдущей моделью и схемой. То же касается «прямого сигнала» и выходных каскадов: консервативный звук вызывается дискретными элементами схемы. Вместо эквалайзера — раздельные регуляторы тембров. Консерватизм — в особо проработанном фонокорректоре — и по этому случаю инженер послал ограниченный бюджет к черту. Ну и монитор записи аудио — добрая старая функция, без которой аудиофил и меломан не мыслят себя. Подчеркнутая массивность корпуса. Значит — травленным дорожкам гарантирована долгая жизнь, а их платам — отсутствие перекосов и нагрузок.

Я сознательно приберег «пятисотую» серию той же неблагозвучной марки на потом. Мухи отдельно, как говорилось в уже немодной поговорке «эпохи начала нынешнего века», дабы отвлечь внимание от реальных ценностей. Мне кажется, я отвлек внимание от ценностей ложных. Даже если те — в распродаже.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий