Соловьёв ТВ

Onkyo TX-SR506E и «сто врагов русского аудиофила»

Я недавно избавился от ресивера, с которым был счастлив долгое время: Sony-1080. То, что я считал благом и ставил в пример другим моделям, оказалось вредом или вернее — саботажем блага. Я говорю о многочисленных подробных настройках с восхитительно фантазийными названиями. Физику, напрочь оторванному от музыки, несомненно, было б в кайф посидеть над осциллографом, наблюдая перепад в доли децибел на одной из миллиона частот полосы воспроизведения. Но, как оказалось в сопоставлении, музыке и саундтрекам польза — сомнительная. Мне понадобилось 4 года, прежде чем я в эмпирической настройке добрался до «ширины базы центрального канала» и «степени твердости окружающих стен». Да-да, и это еще не самое шизофреническое «в обойме» этой модели. Если скучающие авантюристы видят в этом вызов и интригу для своего самолюбия — пусть лучше читают ниже.

Единственное рациональное, что я вынес, когда очнулся и сменил ресивер на вменяемый — следующее. Во-первых. Какие бы озадачивающие настройки и функции ни вводил инженер в аудиопроцессор и предусилитель ресивера — все они подчиняются одной общей закономерности, которую можно успешно применять «с закрытыми глазами» и глухими ушами. Крайнее левое положение движка настройки соответствует более глухой, басовой тональности или характеру звука, крайнее правое — звонкой и сочной тональности, ну а между ними — то самое гегелевское «движение — все, конечная цель — ничто». Это правило настолько всеобъемлюще, что ему отвечает (с некоторой натяжкой) даже переключатель сопротивления колонок на некоторых ресиверах: левое положение 4 Ом звучит суховато и прозрачно, правое 8 Ом звучит округло, густо и выпукло от эффекта добавленных СЧ.

Я представляю, как физик и ветеран-читатель журнала «АудиоМагазин» на этом месте хватается за сердце, за голову или за осциллограф (ошибок милых друг). Когда я слышу слово «Елбаев», я хватаюсь за пистолет — говорил доктор Геббельс. А много ли хорошего читатель-юзер имел от того и другого, от Геббельса и от «АМ»? То-то.

Теперь — что во-вторых можно вынести из моего опыта (не побоюсь этого слова) гуру. Всякая дополнительная функция «пожирает» мощность, slew rate и, что особенно важно, демпфирующий фактор (или коэффициент демпфирования) в схемах предусилителя и усилителя мощности. Если данные термины не вполне понятны (или вы полагаете, что они непонятны мне как автору!), то выразимся банальнее: коэффициент нелинейных, интермодуляционных искажений. Это происходит, даже если вы не пользуетесь или отключаете окаянные лишние функции. Функция их как бы отключения и направления на колонки «прямого сигнала» есть чистое кокетство изготовителя ресивера. Мол, мы знаем об аудиофилии и музыке. В означенной модели мне понравилась лишь одна собственная обработка сигнала, которая действовала даже на Dolby Digital — но с десяток прочих DSP эффектов были никчемными, паразитирующими на схеме.

Далее, в четвертых. Наличие HDMI и обещания перевести примитивный видеосигнал в более «передовой» оправданы постольку поскольку мощно, чисто и неагрессивно звучание ресивера даже от собственного радио-тюнера. Коли не очевидно последнее — нет веры и первому. Талантливый ресивер талантлив во всем… говорил, кажется, Горький. И он создан для полета, как птица — для счастья.

Всему этому и многому другому отвечают AV-ресиверы Onkyo, в ряду которых я неизменно отмечал хай-эндное качество на моделях от «семерки» и выше. Недавно фирма определила «наступательный оптимум» в своем модельном ряду — «пятерку». Отныне на эту модель будут «навешиваться» отборные хай-эндные функции, не мешая хай-файной цене модели. Поднимаясь до «семерок» и выше, юзер будет платить значительно больше за мощность по 200 Вт на канал со всеми вытекающими отсюда благами. Скажу по секрету, что мой нынешний ресивер, раскрывший мне глаза на Sony-1080, это тоже «пятая» серия по индексу. И он настолько аудиофилен, что сейчас я слушаю CD только через него.

Итак, почему Onkyo, а не Rotel, скажем? Верно, можно ждать большего аудиофильского эффекта от самостоятельного процессора-предусилителя Rotel или Lexicon плюс ламповые стерео-усилители мощности или моноблоки Prima Luna. Но для меня это баснословная сумма, отнюдь за пределами четвертой части моего свободного капитала. Эту категорию я счастлив лишь тестировать. Впрочем, для эффекта ее тоже надо настраивать и знать, каким проводом подключать и как ставить.

Чем хорош нынешний ресивер Onkyo TX-SR506? Он первый, где абсолютно решена вечная проблема компромисса между конфликтующими секторами схемы и их единым питанием через большой качественный трансформатор. Последние 5-7 лет фирма последовательно совершенствует принцип дозированного питания и согласованной выходной мощности, который детально разработан физиком Карвером. Я быстро забываю собственные статьи, иначе я бы лопнул от знаний — но про такое «реактивное интерактивное высоко-амперное» питание я уже писал. Onkyo относится к фирмам, которые сами создают такие трансформаторы питания — HCPS. Порядка 500 Вт потребляемой мощности здесь равнозначны 1000 Вт. Ресивер заявляет порядка 100 «честных ватт RMS» на канал и звучит столь же мощно, как типичный представитель «седьмой» серии прошлых выпусков. Опять сравню: мой ресивер заявляет по 50 Вт, Sony явно оптимистично хвалился 70-ю.

3 цифровых видео входа HDMI на мой взгляд — излишество, но пара из них полезны для подключения проигрывателя DVD и спутникового тюнера, ведь иного телевидения мы сегодня себе не мыслим, верно? В обход напрямую подключения источников на проектор (ведь не плоская же панель у вас?) здесь неоправданны. Ресивер одним фактом своего присутствия в схеме ваших подключений наполняет скейлер и деинтерлейсер новым смыслом. Без него оба могут портачить, с ним — никогда. Подробнее об этом эффекте облагораживания я уже не раз писал.

Проверить все масштабирования, чересстрочные и прогрессивные, я не успел, но уверен, что HDMI и RGB отлично управляются с любой четкостью. Замечу однако, что четкость или разрешение не столь критично само по себе. Они обусловлены способностью ваших видеосхем сгущать черный цвет и давать динамику особенно в оттенках серого — основы основ всякого жизненного объемного и многопланового изображения. Об этом уже говорил. Этот тезис лежит в той же плоскости, что и концепция питания для схем ресивера. Извините, если я обобщаю и неконкретен. Нельзя бесконечно все жевать, как того требуют иные псевдо-экспертные ресурсы и журналы. Читатель должен понимать с лета, и плох автор, который этого не добивается.

Декодеры, обусловленные 7.1-форматом, здесь воплощены в виде чипов известных поставщиков. Конструкция усилителей — как ведется на этой фирме, даже не буду повторяться. ЦАП «Вульфсон» 192 кГц/24 бит — конечно раздельно по всем каналам.

32-битный DSP фирмы Analog Devices располагает теми заветными авторскими режимами, которых у Sony-1080 насчитывался лишь один из десятка. Лучший здесь, которым вы и будете пользоваться для всех программ — это режим Theater Dimensional. Свои аналоговые тембро-регуляторы фирма заменила цифровыми: Double Bass, Cinema FILTER и мульти-полосный эквалайзер. Я принимаю эти функции только потому, что их уравновешивает сильное питание ресивера и отличная схема его усилителей. Этими функциями стоит пользоваться лишь, если ваши колонки представляют собой случайный набор акустики или же если их размещение в комнате — хаотичное, случайное, неудачное. Как правило, бас и СЧ опускаются на основных колонках, чтобы дать простор и воплотить вибрации на сабвуфере. Саб должен быть очень хорошим. Onkyo традиционно согласуется с идеологией B&W, которая сильна в сабвуферах.

Сабвуфер возможно отсечь от колонок по небывало распространенному набору частот: 40/50/60/80/100/120/150/200 Гц, из которых у моего нынешнего ресивера — всего четыре. Я бы оставил в списке лишь последние три числа, а остальные зачел бы во «враги аудиофила». Вместо аргументов — предлагаю пробовать и убедиться, что я прав.

Авторская калибровка уровня и тональности каналов Audyssey здесь улучшена до звания Dynamic EQ, но я советую после непременной активизации функции подравнять уровни самостоятельно до равных отметок отдельно по колонкам тыла и фронта. Если не пользоваться «Одиссеей», то вы получите лишь часть ресурса мощности, предусмотренного высоко-амперной схемой ресивера.

Настоятельно советую подключить фронтальные колонок би-ампингом, для чего придется потратиться лишь на еще один провод — встроенные 7-канальные усилители мощности уже есть, и они в этом случае превращают ресивер в 5.1. В этом случае ваши колонки могут быть монстрами ватт по 400.

Ничего не могу сказать о восстановления сжатых музыкальных файлов, работе на Зону 2 с альтернативного источника, о синхронизации звука и изображения (A/V Sync) и о подключении док-станции iPod. Эти функции есть, но я не верю в них, они — тот самый балласт, который тянет качество к пресловутому «цифровому звучанию». Эти функции — враги русского аудиофила. Хорошо, что здесь они наперечет. Для сравнения: мой нынешний ресивер имеет лишь пару из перечисленного.

Вес и отделка аппарата остаются визитной карточкой хай-эндной категории. Сказав это, я уточняю: ждите «седьмой» модели, где можно лишь гадать о дальнейшем превосходстве и цене. И в любом случае Onkyo — оптимальный выход для тех, кто по неким причинам не хочет или не может позволить себе аналогичный и более дорогой Marantz, птицу более высокого полета. Если читатель подозревает меня в рекламности, разубежу его: я отвечаю за базар абсолютно. Да, есть еще две (только две!) марки того же характера звука и высоких идеалов. Но обе ушли из России, не выдержав конкуренции и коррупции. Вам оно надо?

И вообще, как я уже имел честь не раз, пользователь катастрофически не умеет выставлять хорошие ресиверы по настройкам. Здесь я хотел бы передать привет некто Владу, директору ресторана в Мытищах, отчаявшемуся аудиофилу и бывшему хозяину моего нынешнего ресивера. Влад, я перенастраивал аппарат правильно битую неделю или две! Всем клиентам и читателям: ну нельзя так огульно полагаться на инструкцию и дурные попсовые статьи! Это тот бесплатный сыр, что в мышеловке. Мышеловка — инсталлятор, проверить верность и честность которого вы не в состоянии. Вот вам еще один враг. Пусть в обзоре модели я перечислил не все 100 «врагов», русский народ и так знает их в лицо. Просто доселе было недосуг уточнять, что есть what.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий