Соловьёв ТВ

PrimaLuna Premium + урожай CD: лампа для современной музыки

Ламповый усилитель продолжает оставаться «царицей полей» в угодьях аудиофила и манной небесной для начинающего слушателя, в том числе для «качальщика» бесплатной потоковой музыки. Лампа привлекает человека и отучает хай-файщика от транзистора тем, что умеет звучать нейтрально, а вкупе с темброблоком еще и вкусно. Ни один транзисторный монстр не может тягаться с ламповым предусилителем, какие бы навороты ни вносили в монстр отечественные снобы-кулибины. Как правило, самодельные или «доведенные дома» аппараты — лампа или транзистор — звучат болезненно, неверно и неприятно. Я в последнее время наслушался таковых в домах у таковых.

Сегодня все это стоит напомнить покупателю, который неопытен на рынке техники. Просчет может обойтись ему очень дорого, поэтому прежде всего надо понять, где на рынке просчет исключен. Есть такая партия! Это не случайно голландская марка, выросшая из швейцарской Goldmund и, разумеется, производимая в Китае. Это тот редкий случай, когда Китай не беда, поскольку организовано тщательно и с умом. Китайцам ни в коем случае нельзя давать волю и право решения даже на конвейере.

За годы усилители PrimaLuna не стали хуже или лучше — сегодняшние модели отличаются от первых большей «конъюнктурностью», лучше отвечают рынку. Это редкая и мудрая черта, ведь почти все фирмы гнут свою линию и навязывают покупателю что им выгодно.

Я многие годы обслуживаю одного из владельцев модели ProLogue, на большой лампе 88. Усилитель располагает огромной для лампы мощностью ватт по 50 на канал и звучит свободнее, чем модели на малой лампе 34. Вместе с тем, это именно современное звучание, которое сильно отличается от хорошо сохранившихся винтажных ламповых «усилов» фирм-гигантов, которые (как и PrimaLuna) собрали под крыло лучшие умы и лучшие комплектующие. Новый звук явно протяженнее (в частотах) и чище (строже на гармониках в диапазоне СЧ).

Эти спорные, но неотъемлемые достижения нашей хай-тек эпохи приручают и наше ухо, но сравнивая звук и конструкцию PrimaLuna с (слишком легковесной) Эйр Тайт, (слишком темным) Манли, (слишком ярким) Меза Буги и (слишком что-то еще) другими поставщиками ламповой техники, я решительно отдаю первой марке предпочтение. Даже неинженер оценит эстетику монтажа у этой марки (см фото). Качество формируется и материалами. У PrimaLuna это всегда керамика, наиболее акустически «мертвый» и консервативный материал панелек под лампу, а также безусловно солидные и «мощные» накопители энергии (конденсаторы) и генераторы энергии (тороидальный и выходные трансформаторы). Их намотка ультра-чистой медью несет ответственность за раскрытый диапазон частот, с которым лампа прежде не имела дел. Здесь возникает определенный идеологический конфликт. Природа музыки не дает необходимого давления на уши за пределами полосы 70–3000 Гц, поэтому современная схема становится похожа на скоростную трассу с постоянно свободными крайними рядами, куда водителя (понятное дело) и заносит. Ну, а понижение индуктивности, емкости и сопротивления на каждом этапе в схеме, на каждом из контактов и переключателей — лишь усугубляет этот (с позволения сказать) конфликт.

Способы реализации идеологии в усилителе не столь важны, как сами убеждения, сама идеология бренда и создателя. В форумах конструкторы любят обсасывать именно способы, но никогда — идеологию. Между тем, детали одного номинала в одинаковых схемах играют различно у разных конструкторов.

Сегодня в линейке PrimaLuna блистает модель интегрального усилителя Premium. Здесь еще более чистые и эстетически красивые керамические панельки для ламп. Лампы комплектуются по вашему выбору (хотите — большие, хотите — малые). Здесь и престижные дорогие конденсаторы Nichicon, и потенциометр громкости Blue Velvet АLPS. Столь богато обставленная схема строго контролирует, угнетает или балансирует вредные СЧ-гармоники (искажения). Она нечувствительна к наводкам и излучениям, поэтому вы абсолютно вольны использовать гаджеты, поэтому же сюда придан и пульт ДУ.

Поскольку паразитные излучения извне обычно проникают в звук на ультра-высоких частотах, то безусловно схема и комплектующие в этой модели работают по их фильтрации. Это качество заложено в свойствах деталей «от рождения», вот почему для сегодняшнего дня и для дома вам нужна именно современная модель. Вот почему винтажная лампа звучит не «как нужно». Вот почему нет особого смысла менять штатные китайские лампы, сделанные для PrimaLuna. Мне известен случай, когда специально вывезенные из США винтажные лампы под некий ламповый агрегат дали ужасный слуховой результат.

Впрочем, именно модель Premium с авто-калибровкой и беспрецедентной 4-кратной электрической защитой — обеспечивает безопасный режим и оптимальный звук, какие бы экзотические лампы вы ни решили поставить вместо предлагаемого вам хорошего выбора. Это факт. Такая защита от перегрева и прочих перегрузок действительно применена тут впервые в истории.

Конечно же, защита тоже вносит вклад в «очистку» звука, и эффект может нравиться или нет. Возможно, вы хотели взрыва, некой дикости. Взрывы вы будете иметь, как положено — недаром аппарат предназначен еще и как внешний мощник для каналов домашнего театра. Однако, будьте готовы к ощущению «дополнительной чистоты» во всем, что делает этот усилитель. Это относится и к той «грязи», которая встречается в записях на старом виниле.

Когда вы приняли решение купить именно ламповый усилитель, следует понимать, что чудес нет и вы платите избыточной «чистотой» за протяженность АЧХ свыше 100 кГц при небольшом спаде громкости этак на 3 дБ. Когда-то давно сие казалось мечтой.

Кое-чем вы не будете пользоваться в этой модели, наподобие невостребованных функций в другой современной электронике. К ним относится прямой сигнал на каскад мощности по одному из входов. Дело в том, что практичнее выводить каналы домашнего театра на предусилитель с тем, чтобы максимально вздернуть громкость каналов. Пользователю известна тихая отдача Pre Out в AV-ресивере, так что внешний усил мощности будет бесполезен.

Когда мы думаем о современном ламповом усилителе, без противоречий не обходится. Принимая решение в пользу той или иной марки, вам надо понимать порядок приоритетов. Однозначно, современный усил не начнет «сыпаться» или развивать странные симптомы. Он должен быть роскошен и благороден в обращении с ним, поэтому обратите внимание на эстетику, дизайн, материалы отделки. Ничто не должно вас раздражать.

Другое дело — баланс между функциями и качеством, окрасом звука. Окрас задается маркой, страной происхождения, при этом Китай это в лучшем случае повивальная бабка или суррогатная мать. Качество, то есть решительность и определенность, с которыми доставляется на ухо окрас — задается грамотностью, последовательностью построения схемы и подбором номиналов деталей. Например, чем на пути сигнала ниже сопротивление, тем по идее лучше звук, однако при неприятном раздражающем вас окрасе сие вовсе не будет благом. Поэтому давайте перекрестимся, поскольку данная марка и модель усилителя — из адекватных краев, при повивальной бабке Китай. Да, тут снова жаль исключенного из схемы темброблока и баланса каналов. Такая эквализация наших комнат — не лишняя. Но я должен оговориться: эти схемы в современном исполнении дали бы еще больше «чистенькой маслянистости». Если вы интуитивно станете балансировать такую систему эквалайзером 70-х годов, то и это не выход. Как я уже предупреждал, каждому овощу — свое время, каждый сурок знай свой шесток, то есть подключенный винтаж проявит в звуке Premium неуместную «мужичью грубость». Я пробовал ставить эксперимент в домах, которые обслуживаю.

Стоит понимать, что для мониторинга записи на носитель и для эквализации ММ или МС головки проигрывателя винила вам понадобятся соответствующие внешние устройства, которые вы будете подключать на вход этого усилителя.

Мощность нынешней модели зависит от комплектации, но с рекомендуемыми лампами среднего размера она заявлена по 40 Вт. Безусловно, шокирует и гипнотизирует волшебная АЧХ 20 Гц-30 кГц ± 0.5dB, КНИ ниже 1% на полной громкости, динамика и уровень шума 89 дБ, потребляемая мощность 300 Вт. Каждая из этих цифр перекрывает реальные «блага» нынешних форматов записи. Исключение составляют DAT, MD, катушечный магнитофон, но ими пользуются единицы.

Premium в пользовании: обзор звучания CD

Всем вдруг стало ясно, что CD (горбатого) только могила исправит, и недавний энтузиазм по оживлению и высокому разрешению формата совсем угас. На этой почве менеджерам Тошибы и Дживиси стыдно за публичное шельмование компакт-кассеты на презентациях годичной давности. Цифру скучно слушать, и поэтому народ понижается ниже плинтуса, до закачек, ну, а менеджеры ринулись доказывать способности сетевой потоковой музыки в ультра-высоком разрешении. То есть кризис углубляется в индустрии аудиофильского аудио не хуже, чем в большой политике, и недостает только изрядной «ложки абсурда». Очевидно, абсурдный тренд не за горами, по пока CD остается носителем № 1. На ламповом усилителе CD звучат приемлемо. SACD получше вырабатывает ошеломляюще широкий диапазон усилителя, но я считаю этот формат излишне навязчивым, жестким и негибким в окрасе записи. Винил же будет звучать практически неотличимо от CD. PrimaLuna разработала модуль корректора, который благополучно совмещается с проигрывателями Clearaudio. Но я считаю куда лучшим вложением денег и благом для уха — фонокорректор PS Audio. Причина проста и все так же аналогова, как и конструкция Premium. Это — большие трансформатор и конденсаторы в схеме питания корректора, ощутимые аналоговые детальки на выходе. Впрочем, в пользу собственных платок-модулей PrimaLuna говорит их идеологическая принадлежность. Либо один помет, либо масштабы аналога — я не признаю иных факторов выбора.

Что касается прослушивания на усилителе, я просмотрел самые недавние впечатления западных рецензентов такой музыки, и вот основные: «С проигрывателя BBK слушал SACD салонного джаз-саксофониста Чико Фримана, причем прослушивание было устроено в его же студии записи. Я ощутил всю непосредственность звучания вплоть до прикосновения губ музыканта к мундштуку саксофона». «Закачка Кэта Стивенса в разрешении 96 kHz/24-bit раскрыла тонкости гитары и вокала». «Чувственная хрипотца Дайаны Кролл тоже передана очень убедительно». «Схемы защиты ни разу не сработали в прослушивании, то есть они не вмешиваются в процесс до наступления опасных перегрузок».

Я не удивляюсь тому, что рецензенты вычленили именно вклад усилителя в звук системы в целом. Это доступно для тренированного аудиофильского уха, особенно, если компоненты системы уже знакомы слухачу. Для этого не требуется сопоставлять пару усилителей в системе.

В свою очередь, я поставил свое такое же прослушивание и написал такие рецензии и впечатления, которых мне недоставало как читателю и пользователю. Моим проигрывателем послужил TEAC c транспортом VRDS (наи-счастливейший партнер для PrimaLuna), колонки — Thiel (то же самое!), архи важный твик — кабель питания Straight Wire (драматизм и рельефность!). Я намеренно выстроил систему умеренной центрально-европейской рельефности, в отличие от более жесткой нордической по маркам как JBL. PrimaLuna резонирует с ней в одном ключе.

Сarla Bruni / Quelqu’un m’a dit

Отечественный Юниверсал издал незаурядный, поскольку искренний и простодушный альбом подлинного бардовского шансона, который несколько лет назад напела будущая жена Саркози. Во всем силен флер продюсера-вдохновителя и участника проекта на ряде инструментов, столь же откровенного Бертиньяка. Доверительная атмосфера формируется планами, которые обозначают объемы студии и заменяют собой ауру и дыхание — эти по-прежнему ускользающие от формата CD децибелы и частоты. На самом первом плане идет вокал с непременным пришепетыванием, присвистом и слюнями у рта певицы. Она не пытается петь верно, но и не красуется собственной нехваткой диапазона. Манера и жанр как нельзя лучше высвечивают «человечность» и аналоговость лампы, окончательно порывая с ее китайской сущностью.

Uriah Heep / Outsider

Из прежнего легендарного состава — тут лишь Мик Бокс, и сегодня от группы и не ждут гимнов и проповедей, ждут просто добротный, в меру насыщенный, сдобренный шумами и пафосной техникой игры современный рок «старой школы». Этот рок не затрагивает душевных струн, его тексты в общем случайны, его лучше считать за тест-материал для динамических возможностей вашей системы. Диск ставишь и ставишь без устали, и усилитель отлично воспроизводит сладострастные гитарные соло, темповый барабанный ритм с оттеняющими тарелками и хэтом, фоновый «событийный» традиционный орган. Из нарочито плотного сбитого воедино микса прорывается на передний план то одно, то другое. Группа и издатель диска заполняют собственную нишу, говоря слушателю и обладателю усилителя Premium: проверять качество и получать заряд бодрости можно и таким образом. Верить в идеалы и иметь шкалу жизненных ценностей для этого вовсе не нужно.

KISS / 40

Двойной альбом-юбилейная антология американских (и российских тоже!) любимцев проявит лампу как действительно чуткий медиум. Впервые выходит подборка с неизданным концертным материалом, интересными версиями известных песен, а также — впервые не подчиненная их хиту-декларации, «Love Gun». Этой песни, этого альтернативного стиля вообще тут нет. Группа предстает перед нами скорее как утяжеленные Eagles, и вот-вот ожидаешь «Отиль Калифорния». Никаких особых ухищрений режиссера, но для сборника (надо полагать) треки были динамически выровнены, что облегчило задачу лампе усилителя. Лампа радуется и демонстрирует, как здорово она может донести электрическую музыку, весь этот гитарный рифф и фузз. Лампа позволяет нам оценить именно музыкальные данные Kiss, проследить генезис группы с необузданных 70-х до гламурных 90-х.

Hydra / Within Temptation

Эта смена «поколению РадиохЭд» несомненно заинтересует неофитов. Новый подход к конструированию рок-музыки состоит в нагромождении оперных, симфонических, этно-акустических, электронных и ритм-секций, в бессистемной стыковке нервных атональных и просто безликих пассажей в монотонное полотно без заходов, развитий и окончаний. Претензий на альтернативу, на авторский абстракционизм или же на нео-классику нету. Пожалуй, есть циничное признание собственной бесталанности и посредственности. От этой музыки устаешь, как от поездок на работу/с работы хоть в транспорте, хоть в машине. Психике не на чем отдохнуть. На ум приходит невольно надпись на стекле автомобиля: не мы такие — жезнь такая. Такова реальность пост-аполитичного общества, и остается только удивляться, что продукт этот происходит из Западной Европы. Не иначе — выражение смешанных чувств и отчаяния обитателя ЕС. Верится с трудом. Удивительно, как эту музыку неожиданно «понимает» и передает современная система. Современная лампа подчеркивает порывистую и резкую составляющую, полное отсутствие воздуха, компрессию струнных (вместо присущего им симфонизма), компьютерный пост-продакшен записи. Если существует собственная цифровая музыка виртуального пространства-то вот она! Ухо очень быстро свыкается с ней в данной демонстрации, и действительно «старая школа» кажется нам анахронизмом, даже вспоминать о ней смешно. Пожалуй, наиболее четкая характеристика усилителя Premium — в адекватном звучании данной «музыки». Особенно, это касается качества бас-гитары. Она подчеркнуто мягкая и теплая, как бы с высоким коэффициентом демпфирования, тогда как прежде ей положено было звучать туго и с ясной атакой. Бас несомненно задает характер и струнным, и вокалу, и программе в целом. Вы всем нутром понимаете, что это такое — оцифрованная и пропущенная через DSP живая музыка. При этом странно признавать еще одно ощущение. Если диск в целях сравнения поставить на винтаж или хотя бы на систему 90-х, впечатление сложится как о голодной собачьей стае, которой дали волю.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий