Соловьёв ТВ

Exposure 30102S и Esoteric Grandioso M1: сравнительный обзор

Моноблоки — монофонические оконечники или усилители мощности — по обыкновению рассматривают как раздельный компонент стереосистемы хай-энда, который скроен по максимуму и достигает рекордных показателей в мощности, снижении искажений, звуковом давлении и линейной передаче АЧХ. Все это работает в конечном итоге на создание идеальной, отлично сфазированной (в субъективной оценке слушателя) стереосцены. Все это так, но за бортом и нераскрытыми остаются способности такого усилителя в озвучании моно-программ. Здесь слушатель просто обкрадывает сам себя, заранее не желая тратить время на отслушивание моно.

Моно: следующая сенсация после 3D ейфории?

Хотя проблема корректного сложения стереоканалов остается (и в цифре она еще жестче, чем в аналоге, из-за немилосердного оголения и без того голого воздушного пространства записи) — благополучно и без динамических потерь выведенное моно может запросто превратить группу Арктик Манкиз в новых Битлз. А Малинина в Бари Манилова.

Если в вашей системе пара оконечников-моноблоков, то наилучшего результата в моно вы достигните, сложив каналы до прихода туда, суммировав их на источнике или предусилителе и далее пустив по одному кабелю и электрическому пути на один из оконечников. Это объясняется тем, что в самой отлаженной и точной системе некая разница меж передачей на стерео останется и вы получите из пары каналов не строгое консервативное моно, а бай-фоник, то есть идентичную монопрограмму с долей фазовых и частотных расхождений. По той же причине не приветствуется мостовое сложение каналов стерео-оконечника в сверх-мощное моно. Вы получите эффектный, но в чем-то раздражающий звук. Точнее не скажешь, так как маскирует общее качество.

Подлинное глубокое моно, которое можно оценить по размеру, строю и текстуре партий, вы получите именно из недр одного классного оконечника, подключенного к одной колонке… или даже к одному широкополосному огромному динамику без фильтров.

Моноблок позволяет больше проработанности при прочих равных условиях, чем интегральник или стерео-оконечник. Пример тому — ниже. Старые усилители имели свои плюсы в озвучании моно-программ, демонстрируя их цельность и целостность за счет собственной убористости. Тут я имею ввиду и «лишнюю» индуктивность, прежде добавленную в выходные каскады. Начиная с конца 70-х это «излишество» изъято, вообще взят курс на упрощение самой схемы за счет укрупнения и проработки комплектующих. То же происходило с отрицательной обратной связью — вначале (и по сей день, кстати, в студийном оборудовании!) ее ценили как упорядочивающую звук, а нынешний хай-энд видит в ней вредные ограничения динамики. Оспаривать бесполезно — остается выбирать свое на рынке. Наконец, касательно опасений, согласуется ли оконечник с вашим предварительным усилителем: как правило, да. Входной импеданс данных моно усилителей на 1 кГц составит порядка 50 кОм и может достигать 1 мОм, то есть оптимально для соответствующего выхода предусилителя.

Оба рассмотренных ниже образца — и их многочисленные конкуренты на рынке и в истории аудио — имеют на выходе биполярные транзисторы, считающиеся наиболее линейными по отдаче за счет высокого тока, в нашем случае непрерывно порядка 17 ампер, а в пиках — быстрый ток до 35 ампер. Это, а также и широкая «пропускная» способность выходных транзисторов «старой школы», построенных в так называемые «три ряда Дарлингтона» — как рез реализуют свободно летящую музыку с четкой крупной габаритной образностью, которая ни при каких условиях прослушивания не обрастает колючими или кричащими искажениями. Собственно говоря, в этом состоит отличие «старой школы» и транзисторного звука от звука лампового или псевдо-лампового (о котором тоже ниже речь).

При этом работает еще один старый, как аудио, постулат, которым пренебрегают ныне. Не так уж важно качество колонки — более того, чем круче разница между мощным дорогим сложным усилителем мощности и хай-файной подключенной к нему акустикой, тем лучше и честнее эта акустика отработает монопрограмму со всеми ее (сокрытыми!) нюансами. Пусть этот тезис останется здесь без физических «аспектов» (слю-рейта, демпинг-фактора, четных гармоник и отрицательного сопротивления), а просто вам на веру мне. Во всяком случае, перекраивая заново вашу систему, вложитесь в оконечник — потратьте остаток на акустику. Эффект вам понравится. Ничего нет более раздражающего в домашнем аудио, чем (исключая, разумеется, музфайлы и мультимедию!) недогруженная дорогущая акустика!

Два мира — две системы

Толкуя о моноблочном оконечнике, есть два вкусовых полюса, два лагеря меломанов, для которых работают два столь же разных бренда. Первый — строгачи, которые ценят лампу, Аудио Нот, фильтры первого порядка… и хилый бас, который они упорно называют естественным. Все прочее в аудио они относят к дискотеке. Им не надо ходить столь далеко и копить столь много. Достаточно будет закончить свою нынешнюю систему усилителем мощности Exposure 3010s2 (также встречается обозначение: 30102S).

По некоему недоразумению, получили распространение идентичные данные на все три версии усилителя в данной серии: стерео-оконечник, интегральник и моно-оконечник. Я публикую здесь фото одной из этих версий исключительно для вашего представления о звуке и конструкции. Разумеется, на деле моноблок превосходит два других во всех отношениях — ведь на паспортные 100 Вт в нем работают те же комплектующие, та же схема, что в двух других версиях вынуждены отрабатывать 2×100. Неужели разница непонятна?

Кроме того, строгая фирма не посчитала нужным уточнять в цифрах, насколько моно-версия превосходнее-то есть, насколько низко падает уровень искажений (по паспорту он 0,01%) при максимально достижимом тут звуковом давлении (номинал в паспорте; 110 дБ) , и прочие условности. Для фирмы все три красавца хороши, для аудиофила разница на слух ощутима. Моноверсия звучит суше, мощнее, «толще» по образам и объемнее по сцене.

Exposure часто называют самым «линейным» из английских усилителей. Это проистекает из английской манеры непременно уводить края АЧХ (здесь: неравномерность на единичной частоте −3 дБ) и как следует прорабатывать СЧ. У прочих наций и их инженеров понимание линейного звучания иное. При этом графики АЧХ у всех очень близки, если не сказать — схожи друг с другом. В данной (крайне минималистской по схемотехнике) серии Exposure дала краям побольше свободы и динамики, из-за чего впечатление складывается смешанное. При том характере звука, что описан в абзаце выше, трудно назвать звук линейным. Я бы описал его как «лампу, которая слегка экзальтированна или буйно помешана».

Для всей серии (и в меньшей мере для моно-версии!) характерна какая-то цифровая имитация аналоговой ламповой середины с ее хрустальной прозрачностью, о которой толкуют тоскующие аудиофилы. Периодически фирмы нет-нет да и выбросят на рынок аппарат, который заигрывает с этим загадочным аспектом, и удивительно, что мы имеем данный факт в этой модели и серии, и не имеем его в прототипе прошлого поколения Exposure MCX.

Усилитель англичан не может похвастать и половиной наворотов его нижеследующего конкурента, но Англия по определению выше Японии (кстати, оба бренда получают комплектующие из третьих стран). Отсюда и манера англичан скромничать в описании и паспортных данных. Разумеется, все должные хай-эндные аспекты звука — при этом Exposure. Например, стабильность — имея ввиду помимо устойчивости и стабильных параметров всех элементов при продолжительной нагрузке, еще и неизменный характер звука отдельных инструментов и сцены в целом, от еле слышной громкости до уровня, когда уши «сжимаются». Итог — усиленное впечатление реалистичности, убедительности и «самостоятельности» музыки в целом и ее отдельных «частей» и партий, на которых вы будете сосредотачиваться. По идее, так надлежит звучать всякому мощному усилителю, но далеко не все они так звучат.

Однако для нас, для тех, кто уже поверил в моноблочный оконечник — важно другое: его конструкционное и звуковое превосходство над парой близких родственников. Ведь как против лома нет приема, так и один канал передачи сигнала всегда превосходнее пары каналов, которые затем суммируются. То есть, в системе ценностей данной статьи моно вообще лучше стерео… и на сто голов лучше многоканальной цифровой системы.

Теперь рассмотрим драгоценное поступление для сторонников лагеря «чувственных аудиофилов». TEAC настолько привержена вкусной яркой рельефности, что даже ее хай-эндное подразделение Esoteric ухитряется «протаскивать» эмоции в свои «линейные» схемы. Надо полагать, сие происходит посредством нагромождения разных солидных деталей, в которых тоже нагромождено разных интересных элементов. Подход, концепция и звук, в корне отличные от Exposure.

Давно фирма не поставляла флагманских имиджевых усилителей, и Grandioso M1 — как раз таков. Формально и стилистически он принадлежит к известной новой серии, но предтечи и «наследника» он не имеет. Он создан «с ноля» согласно задаче «создать произведение инженерного искусства». Если Exposure (вообще все англичане) не разглашает частные данные работы усилителя, то на Grandioso M1 особо оговорена «линейная отдача» (что бы сие ни значило у японцев) при широком спектре меняющейся нагрузки от 300 Вт на 8 Ом до 1200 Вт на 2 Ом.

Здесь один лишь силовой (тороидальный) трансформатор превосходит вес всего усилителя Exposure — 18 кг. Снова к услугам и к сведенью дотошных аудиофилов — частные: транс производит 3057 ВА, что запредельно астрономически по самым щедрым меркам и способно озвучить без малейших искажений дворец съездов, тем более что установлено 16 (!) конденсаторов по 3,300 мкФ, что на треть превосходит самую большую похвальбу владельцев хай-эндных монстров исторического прошлого. Соответственно высок тут и коэффициент демпфирования, отвечающий в звуке за качество (толщину, массивность, четкую артикуляцию) баса: 1000, что на разряд выше общепринятых цифр. Не буду перечислять прочие данные, но все они высоки, истинны и опубликованы с целью ошеломить владельца еще до покупки.

Заключение. Мудрость берет верх

Усилитель из Японии М1 — это триумф инженерии, где демонстрируется способность нашпиговать аппарат хай-теком и дорогими деталями с целью получить дорогое же звучание «не мытьем (талантом), так катаньем». Усилитель при его высокой цене оправдан и окупает себя десятикратно, поскольку одна лишь сандвичево-дифференцированная секционированность стоит указанных денег. Английский усилитель скромнее и практичнее, но это классика аудио в современном преломлении и воплощении. Оба образца превосходны — каждый в своем направлении, и оба гарантированно сохранят статус и ценность перед лицом нынешних и грядущих поколений усилителей для дома. Оба убедительно доказывают превосходство бытовой домашней техники высшей категории и мощности перед студийной. Студия не требует столь щепетильной проработки (например, соблюдения долей серебра и меди в массе разъема) и потому грешит допусками относительно нюансов, что никогда не простит ухо аудиофила. В нашем обзоре автор однозначно склоняется в пользу английского моно-оконечника Exposure, поскольку Англия изначально шагала впереди индустрии звукозаписи, куда Япония вступила на горбу Америки лишь в 50-е гг. Какие бы невзгоды ни терзали нынешнюю западно-Европейскую индустрию, она так и останется лидером… для Японии, в том числе. За право обладать такой непреходящей техникой и за возможность слушать незамызганный звук новых комплектующих и свежих схем — справедливо берутся и платятся немалые деньги. Винтажистам стоит признать: они в силу нищеты плетутся в обозе этого каравана, воображая себе это звучание.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий