Соловьёв ТВ

TEAC Esoteric Grandioso и реализация ремастированных CD

В прошлый раз я представил ЦАП PS Audio, который вскрывает глубины средних частот во всяком (фирменном) CD. Сегодня — другая история: не менее реалистичный аппарат, чье форте в прозрачности сцены. И тот, и другой — абсолюты. Таков парадокс аудио. Абсолютными достижениями в сфере могут быть абсолютно разные подходы и схемы. Их объединяет лишь грамотный и бескомпромиссный статус их создателей, у которых под рукой все необходимые мощности производства. Итак…

Cерьезный меломан сегодня вполне может экономить на дисках и мудро вкладываться максимально в цепь их воспроизведения. Прочитав обзор новинок российского Юниверсал, вы должны разделить эту логику. При этом принципиальное значение имеет новизна и статус проигрывателя CD. Аппарат одного поколения с нынешними CD-ремастерами «понимает» и воспроизводит их достоинства, как никакой иной. Разумеется, чем уже специализация аппарата по аудио (без видео), тем очевиднее и восхитительнее звучание лицензий и нелицензий. Сейчас вышел и уже продается в РФ именно такой аппарат: транспорт дисков TEAC Esoteric Grandioso P1 плюс сопутствующий моно-цифроаналоговый конвертер Grandioso D1. Эта система из 2 блоков — высшее достижение на обозримое будущее как по хай-тек схеме, так и по дороговизне исполнения, дизайну и звуку. Здесь впервые реализовано преобразование избыточной 36-битной разрядности. Хай-тек и качество заданы даже способом передачи данных.

Принципиально новый интерфейс ES-LINK4 это практически новый формат передачи с ультра-широкой полосой пропускания для потоков DSD и 352.8kHz/48bit PCM по одному HDMI кабелю. По ходу дела выполняется ряд необходимых обработок сигналов, готовя их к собственно преобразованию. Это значительно «разгружает» конвертер от «побочных» задач и закономерно резко поднимает его качество работы. Эта остроумная и совершенно свежая концепция получила патентное название «Pure D/A». Как водится, конкуренты Esoteric будут лихорадочно разрабатывать худшие способы в том же ключе, но либо упустят время, либо повредят качеству звука.

Генератор тактовых сигналов (так наз. «часы», регламентирующие все цифровые операции) в моделях P1 и D1 совершенно изолирован как по питанию, так и по выводу земли. Тем обеспечена синхронизация всех аспектов преобразования, а это и корректность «внутреннего построения» цифровых битов и «слов», и размеренность их следования, и структуризация каждого мелкого шажка довольно сложного процесса перевода данных в сигнал. «Часы» также обусловливают работу кварца, который в свою очередь поддерживает заданное напряжение на схему. Необычно крупный кристалл кварца специально разработан японской Nihon Dempa Kogyo, чья репутация в индустрии очень высока.

Еще одна особенность «часов» — более прямая, чем прежде, связь минуя так называемую ФАПЧ (Phase-Locked Loop — PLL). Уже одно это дает в звуке слышимо ясную обработку тактовых сигналов и отменную убедительную образность в звуковой сцене. Проще говоря — прозрачность, козырь нынешнего поколения ремастеров CD. Фирма предусмотрела еще более совершенное тактирование. Желающий меломан может приобрести с этой целью опцию: прецизионный рубидиевый тактовый генератором G-01. Он имеет пользовательские настройки тактовых частот 22 МГц/10 МГц и длины «слов» 44.1кГц/88.2кГц /176.4кГц.

Все эти узлы взаимосвязаны и вместе работают на общую высокую точность снятия и преобразования данных с диска. Они переступают через возможные производственные дефекты и ограничения мастеринга и пресса диска. Они не допускают возникновение джиттера как класса на каждой операции. Исключены факторы, на которые прежде инженеры не обращали внимания — такие как фазовые шумы, ближе к аналоговой стадии преобразования.

Дальнейшая надежность задана межблочным кабелем BNC, по которому передается сигнал синхронизации (синхронное воспроизведение).

Людям искушенным многое скажет факт использования механизма (привода) VMK-3.5-20S VRDS-NEO. Да, это искомый всеми и наиболее проработанный привод TEAC VRDS. Классика жанра. В нем — отборные шарикоподшипники, дюралюминиевый несущий диск микронной точности выделки, мост высокосортной стали в 20 мм и весом 5.2 кг. Как на лучших проигрывателях винила, бесщеточный электродвигатель обладает высокой плотностью магнитного потока. По-новому решена и считывающая головка вкупе с направляющими, дабы лазерный луч всегда падал на диск под нужным углом.

Движок получает токи оптимальной формы от 3-канального усилителя на дискретных элементах, что исключает вибрации всякого рода на этом участке. Это без сомнений наиболее эффективная схема сервоконтроля привода дисков за всю историю проигрывателей. Наконец, блок питания с 4 тороидальными трансформаторами смонтирован в отдельном корпусе. Трансформаторы строго рассчитаны под функции — сервосхема двигателя, механики привода, цифровые схемы и тактовый генератор.

В отделке блоков использованы толстые алюминиевые панели, а нижнее шасси толщиной 5 мм заканчиваются точечными опорами, еще одной меры изоляции и стабильности блоков проигрывателя. P1 оборудован пятью типами разъемов для 7-канального цифрового выхода (включая XLR). Даже пульт ДУ выделан в коже.

DSD поток высокого разрешения и совместимость с Super Audio CD, (наряду с R/RW) — не лишние. Тем лучше выгребается качество из «кругляша», о котором вы даже не смели мечтать за призрачные цены на лицензии. Точность синхронизации: ±10ppm, что есть отличный показатель и гарант отличного звучания. Каким неряшливым ни был бы ваш CD (на «ряшлевых» дисках эффект менее заметен) — вы на сей раз обретете обещанное изобретателями формата в 1984-м: проникновение в студию записи, минуя этапы кодировки и считки сигнала. Для самых неверующих скептиков убийственным доводом окажется вес аппаратов: 27 + 24 кг

Обзор свежих СD-лицензий: подтверждение

RAINBOW «Long live Rock’n’Roll»

3-й альбом с Дио стал первым провалом для в общем недурной идеи Блэкмора, хотя на волне прошлых двух чарты и публика проголосовали фунтом стерлингов. Лишь «Kill The King» несет знамя эпического рыцарства, столь близкое нам, аланам. Прочее — более или менее удачные экзерсисы в примитивном хард-н-хэви. Интересна хватка, которой пара Дио-Блэкмор держат в узде состав, тасуя его от альбома к альбому и не достигая пика возможностей группы. Буклет упрощен, но компенсирован качеством, которое — в отличие от оригинала — можно потреблять. Ремастер подарил нам коллекционный альбом коллекционных артистов, чуть ущемив басы (которые никогда не отличались разборчивостью). Разумеется, кучный микс остался, но динамика и размер партий расширились, прокрыв вечным позором пиратские (компьютерные) мини-винилы.

RAINBOW «Down To Earth»

Ремастер, значение которого для меломана трудно переоценить. Винил разных издателей и эпох не преодолел совершенно тупого качества студийного мастера — данный ремастер его преодолел категорически. Диск можно слушать со всей адекватностью. Увы, ничто не в силах улучшить зверский вокал Боннета, который упустил свой звездный час (Only One Woman) еще в 68-м. Это промежуточный альбом между двумя подходящими вокалистами, Дио и Джо Линн Тернером. Его нельзя сбросить со счетов даже в этой ипостаси, хотя бы по факту наличия здесь недурного песенного материала. Альбом позволяет вполне понять текучесть, нестабильность в карьере группы. Нестабильность — кредо Блэкмора, которого в силах направлять лишь волшебный состав классического DP. В данном же случае состав подобрался слишком инертный и тяжелый для летучей техники Блэкмора — Эйри на клавишах, Пауэлл на барабанах, о да — Гловер на басу мало что может изменить. При всем сказанном, надо признать: и этот еще пока электрический Блэкмор лучше всего пост-Блэкморовского каталога Deep Purple. Покупайте диск.

MIKE OLDFIELD «Man On The Rocks»

Олдфилд вдруг доказал, что британские ценности важны ему и любезны всему миру, как в 70-х. Забыты электронные эксперименты сфабрикованной музыки, отброшен прочь нью-эйдж. Диск открывается, словно воскрес Харрисон. Это мудрый продюсер Олдфилд привлек сонм добротных музыкантов, отдал вокал достойному партнеру и объединил всех вокруг собственной 12-струнки. Это достославное качество а-ля-Харрисон минус набожность и плюс прославление жизни в английской провинции — составляет концепцию альбома. Идеальный альбом, который нельзя поправить или улучшить. Рожки, свистки, хаммонд, струнные, подпевки и поступательный певучий бас надо всем этим — такого Олдфилда мы еще не слышали. Вновь хочется отметить вкус продюсера Олдфилда. Он мог бы смести нас стеной звука, поразить количеством соло-партий на единицу времени и вообще подавить слушателя талантом и техникой оркестрантов. Он даже не думает делать этого. Каждый у него работает на общую и конечную идею. Доставить высшее удовольствие и поднять дух — даже если слушатель иной веры, иных представлений и вообще оглушен пивасом где-то в скверике у Пятерочки… Я не представляю себе ситуации, когда заглавная вещь с альбома была б сменена «вечерними бабками» в нашем дворе на их любимую Кадышеву «Виновата ли я». Слабо проверить, врубив на максимум свое кар-аудио?

ELTON JOHN «Goodbye Yellow Brick Road»

Ремастер 95-го года, отнесенный к лейблу Island и распространявшийся в изготовлении США — имел подробные аннотации и буклет, а звучал иначе. Продюсер альбома Даджеон там отметил, что выбирал лучшие сохранившиеся студийные ленты и ремастировал их цифрой. Здесь же все выполнено через цифру и результат — особо новое прозрачное звучание, характерное для всех Юниверсаловских релизов этой подборки. Издержки — в общем чуть пониженном уровне громкости, однако для запаса динамики CD и вашей системы это не проблема. Более того — на система у вас появилась возможность нюансировать уровень громкости альбома от интимно-фонового до концертного SPL. При этом разборчивость партий не страдает, поскольку ремастер исключительной чистоты. Я сопоставил с неремастированным двойным CD и с ремастером 1995. После данной чистоты и прозрачности, компрессионное несовершенство оных налицо. Еще одна особенность нового релиза — исключительно расставленная в стороны сцена. Такой эффект на хорошем виниле можно получить, сменив голову Shure 44 на MC-модель. Здесь вы при своем парке техники, и меняете лишь старый диск на этот новый. Я подметил еще одну особенность релиза: на счетчике длительность альбома отличается от прочих ранних релизов на доли секунды. Возможно, за счет пересчитанных пауз.

SIMON PRESTON «Bach. Organ Works»

Американский органист воспитан в католической приходской среде, где параллельно с общим образованием осваивал хоралы под хорошим руководством. Он освоил церковный орган настолько, что через несколько лет стал экспертом по их установке, реставрации и настройке. Его репутация достигла Европы, и — без всяких грамот и конкурсов — Саймон Престон вырос до уровня маэстро, одного из лучших в мире. Таков закономерный процесс развития всякой талантливой личности в обществе открытых возможностей и под защитой (заинтересованного) государства. Музыка и манера Престона вполне соответствуют доктрине и отражают этот процесс. Здесь нет места эффектам и аффектации. Нет попытки выдать серость за мудрость, а вульгаризм за современное смелое мышление. Нет бравуры виртуозной техникой. Престону просто не перед кем выделываться и некому западать на ум с целью прогреметь и продвинуться чуть дальше в карьере (по головам коллег). Эти печальные реальности иных обществ современного мира будут просто не поняты Престоном и его благодарной аудиторией. «Токката и фуга в Ре минор» закономерно открывает программу, и вновь мы слышим красивую гармонию, а не демонстрацию динамических возможностей инструмента. Нет и игры амбиентом церкви, где велась запись. Церковь в Бонне здесь — лишь необходимый антураж, а не дополнительный инструмент. Органные пассажи и переливы регистров здесь прежде всего натуральны, чисты, и ноты имеют столь естественный период атаки и затухания, что нормальный слух отказывается специально на них концентрироваться. Далее органист в свойственной ему мерной манере представляет другие сочинения Баха, фантазии, фуги и прелюдии, и каждое из них пленяет своим гармоничным развитием от непринужденного пианиссимо до торжественного апогея. Но ничего нет еще более жизнерадостного и яркого, чем «Ре минор». Парадокс состоит в самом названии, и талант Престона наполняет партитуру вовсе не минором в нашем обыденном понимании. Буклет на английском дает возможность проникнуть в тайны создания и исполнения каждого из номеров. Отличное поступление для любителей органной музыки и для новичков.

DIRE STRAITS «Communique»

На концерте замечательного венгро-американца я не заметил, как ни старался, ни на грош его авторского плотного рубленного и вместе с тем ненавязчивого мягкого ритм-сопровождения. А второй альбом состава характерен им особенно. Этот марочный ритм пленяет и не отпускает, побуждая слушать трек до конца, а за них — следующий такой же, и все прочее уже неважно, включая задумчивый вокал и томную переливчатую гитару Нофлера. Именно этот феномен ритм-секеции, которую в немалой мере сформировал продакшен Джерри Векслера (архитектора знаменитого соул-блюзового Стакса) — и составил всю особенность, артистизм и славу Dire Straits. Позже оторванный от оной, Нофлер предстал в студийных, а особенно в концертных, релизах не более чем очередным голым королем. На данном альбоме отлично уложенный «южный ритм» уже подвигает Нофлера к паре-тройке соло-уходов, которым суждено расцвести на более поздней «Telegraph Road». Тем паче, что тема освоения американского Запада — единственная, интересующая его. Но увы, цифровой ремастер удалил как излишек студийное качество, построенное Векслером в Алабаме. И альбом постигла участь ремастированных Битлз: внутрь студийной сессии стало возможным заглянуть, протянуть туда свои жадные аудиофильско-меломанские щупальца. И… заграбастать пустоту. Ритм-секция разобралась по закуткам этой студии, этого пространства, оставив весь воздух и центр лидеру. Стала еще очевиднее робость Нофлера, который не решается заполнить все собой, своей гитарой. В этом безусловно есть свой шарм и ценность недосказанности альбома, как и коренное отличие «их» монстров рока от наших. Нашим палец в рот не клади и лишь допусти до соло — будут изгаляться до полного арт-уничтожения продукта как такового.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий