Соловьёв ТВ

Заметки о ЦАПе PS Audio и Hi-Fi Show ‘14, отель Аквариум

МидЭкспо за годы упорного продвижения своего выставочного проекта (HiFi Show) добилась уникальной ситуации — когда на продажу можно выставить винил, обычный Deep Purple евро-пресс за 100 долларов. Когда на демонстрации монстр-системы за пару млн рублей клиент считает за благо, что его уши не болят… Действительно, никакая ВВЦ или ЦДЛ не поднимет статус участника на такую $$$-высоту.

3D ретировалось почти повсеместно, отражая мировое разочарование в видеоформате. Демонстрации музыки с гаджетов, с серверов через эзотерически выделанные и на деле примитивные системы собирали в комнатах группки приспешников жалкого формата. Те делали вид вовлеченности — мол, гляди-ка, колонка-то звучит куда лучше моих вкладышей, и почему-то вагона метро тут не слышно, не иначе это и есть хай-энд…

В аудио тренды без изменений — курс на жесткий плоский звук, в котором если допускаются СЧ, то исключительно гнусаво-консервные мерзкие. Между тем, именно на долю СЧ традиционно выпадает миссия обогащения сцены и партий, а также заполнения пространства меж партиями. По этой причине «воздух» на музыке (если он есть) сейчас образуется крайне разряженный горный (словно картинка на проекторе SIM2). Почти повсеместно в демонстрациях его нету, «воздух» изжит как класс, а вместе с ним изжит и дух аналога. По той же причине демонстрация винила не лучше, а то и вовсе проигрывает компакту. Не говоря о том, что на демонстрации с катушечника (или боже упаси, кассетной деки!) на этот раз никто не отважился.

Предательские СЧ это традиционная ахиллесова пята компакт-диска, и в отсутствие оных он осмелел на выставочных демонстрациях. CD раскачивал 24-битные ЦАПы престижных дорогих конфигураций и брендов на концертные уровни давления и динамику с заметно пониженным «полом» и приподнятым «потолком». Нужно было обладать опытом слухача и интуицией лузера, чтобы при этом понять — оно вам не сдалось, оно наскучит и подавит в обычной жизни вне лоска выставки.

Огромные динамики либо целый рой крошечных на огромной панели да и вообще гигантские плееры / ЦАПы / усилители самой своей массой компенсировали недочет по СЧ и плели-таки паутину единой сцены с внушительного объема партиями по центру комнаты. Но их мульти-миллионные ценники (да и себестоимость) должны были бы по-хорошему отрезвить голову толстосума. Стоит ли эта все же утомительная и навязчивая сцена 10-значаной цифры его кровных (которые он пожмотится отвесить на нормальный СМИ-проект). И кого сегодня удивишь очередным лихо исполненным экструдированным латунным корпусом со стрелками… Вот-вот…

Инженеры, осознавшие порок современного аудио, обособились в кучку консерваторов со своими рупорами и ламповыми же монстрами (включая сюда и отъявленный Китай!), и самое лучшее в их демонстрациях — это отсутствие гнусавых интонаций. Но ни одной подлинно гармоничной системы, которую хотелось бы слушать ежедневно — я не опознал и у них.

Китайской разработки источники и усилители в корне систем изначально лишали звук прозрачности, а их СЧ сводятся к сгустку и как бы замедлению партий, так что никакой прочий апломб в конструкции и дизайне не в счет. Китай еще долго будет потчевать мир своим безродным звуком, где «все не так, как надо». Как и прежде, окрас звука — загадка, особенно для тех, кто насобачился здорово орудовать понятиями «гармоники первого порядка», «падение сопротивления нагрузки», «отрицательное сопротивление», «шунтирование дросселя» и пр. Как и прежде, жрецы физмата и звездочеты резонансных колебаний способны в лучшем случае усладить ваш слух и успокоить червячок сомнений на время одного ликбез-лектория. Если лекция заменит вам саму музыку — кто бы возражал!

Музыка, хочу попутно заметить, имеет иную цель и природу. Она глубоко субъективна, ассоциативна и чувственна. Например, в мою память врезалось несколько отправных переживаний музыки. На вскидку один из них — джем в нашем инъязе на «вечере танцев», куда милостью божией гитарист В.Гелюта «выписал» феноменального институтского ударника из Армении, датого и мощного басовика со своим комбиком из Ветров Перемен… все, классическое Хендриксо-подобное трио. Они «дали» Golden Slumbers с должным пиком на соло Ринго, во время которого упала (от старания) тарелка как часть концертного хэппенинга. Никакой там сцены — группу стеной окружили пары танцующе-балдеющих. И окрас звука формировался этой стеной, техникой (лажей!) игры и аппаратом каждого из участников, бог весть чем еще. Передать вполне этот особый фиделизм невозможно, и скажем тоже внушительное, но вычищенное и отрежисированное выступление Робби Вильямса в Олимпийском пару лет назад будет в сравнении сопоставимо с эффектом данного Hi-Fi Show. Понимайте, как хотите…

Еще о рок-музыке в этой же связи, коль скоро она есть отправная точка демонстраций. Компакт-диск-записи по природе изымают тонкую СЧ-материю из канвы рока, делая из него лязг или крик, тоскливую балладу в лучшем случае. Так это не рок, а стилизация, обозначение! Поэтому столько надежд возлагается на ЦАП. Действительно, добросовестно и любовно сработанный ЦАП оказывается волшебником по вытягиванию из битов, часов и «0–1» кодов почти что виниловую или катушечную аналоговую музыку. Я имел однажды возможность оценить действие блока тактового генератора (часов) в комбинации с ЦАПом dCS — эффектно, хай-эндно, динамично и ясно. Сложновато в настройке и привязано к личности и вкусу демонстратора, который в моем случае был маститый западный звукореж и дирижер оркестра. СЧ были в достатке, хотя прохладное звучание побуждало «добрать» их еще через настройки. Я бы точно стал добирать. Но все это было давно, выставка имеет место в момент написания, а на будущее я бы обратил внимание читателя на крайне интересный и интригующий ЦАП PS Audio. Кажется, он «прописан» каждой божией демонстрации на выставке.

Тэд Смит, колоритный хаировый хиппач, проповедник аналога через цифру и непредвзятый разработчик ЦАПа с ноля — подошел к уже изрядно исхоженной звуковой плате без компромиссов. Он развел пути часов, потока данных, процессинга, схему аналога и их изолировал по влиянию, по схеме питания. Он подобрал наиболее в этом смысле удачные чипы преобразователя и фильтра (см. фото) и далее расширил аналоговую часть платы в разы, снабдив рлезисторами и емкостями по собственному разумению. Работа заняла годы проб в лабораториях и студиях, подбор деталей часто был интуитивным и «слепым», насколько ограничивали знания и рынок комплектующих в США. В итоге Смит создал идеальный ЦАП — апсэмплер PCM / DSD. Он воплощает лучшие свойства анти-джиттерного 1-битного ДельтаСигма преобразования и мультибита, что и выражено автором в его новом чипе-детище: Field Programmable Gate Array (конфигурация микросхемы с программируемым полем пропускания).

Я могу судить о звучании нового блока PS Audio DirectStream DAC по рассказу самого Смита. Излагаю… Когда мы прибыли в Техасскую студию, то на наше «сейчас вы услышите то, что никогда прежде не слышали с компакт-диска» нам охотно закивали головами, перебивая: «Да мы и не спорим, конечно-конечно, вы только не волнуйтесь, мы все это услышим». Ведь до этого там перебывало много новинок. Поставили диск через недурной ЦАП PS Audio прошлого поколения, и все закивали еще больше — да, это здорово, пальцы вверх! Подключили новый экспериментальный PS Audio DirectStream DAC. И одна за другой у молчаливой аудитории студийщиков отпали челюсти. Рты так и остались открытыми в недоумении до конца сессии, пока мы меняли диски на их собственные любимые и исслушанные вконец. Люди не узнавали свои диски и в недоумении крутили их в руках — неужели все это записано здесь, на простом моем CD?

Смею интерпретировать демонстрацию и действие разработки Смита как именно драматически и решительно раскрытую середину при четко реализованной динамике 120 дБ, то есть с ясным проявлением тихих партий как внизу, так и вверху диапазона. Нет нужды отмечать отсутствие джиттера как добавленного шума, присущее формату отсутствие аналоговых искажений и прочее. Полагаю, на студии никто не смел и не ожидал от CD такой дерзости как округлые объемные партии, вокал в особенности, где пальцем можно ткнуть на азимут и на точку пола, очерчивая его границы. Никто очевидно не был готов к гитарной партии, что живет и движется чуть ли не под вашим носом. И все это без какого-то ограничения в «личном пространстве» бас-гитары или скрипичной группы на трех задних линиях.

Мне смешно читать в иных лже-СМИ, что-де HD-файлы способны на такое же. О да, функционер на PS Audio, принимавший «в серию» работу у Смита, это подметил — но лишь полушутя, как предисловие к славной разработке и новой модели ЦАПа. Если бы так было на самом деле, то Смит не стал бы браться за многолетнее совершенствование лучших мировых ЦАПов, он остановился бы на сфере гаджетов. Достаточно было краем уха послушать мультимедийные источники на выставке, чтобы понять то же. Мультимедия всегда будет отставать даже от CD по части прозрачности — подлинной, а не плоской и жесткой. Мультимедия может прогрессировать и удостаиваться hi-fi-наград в этих своих пределах, у нее есть мультирумное, эргономное и прочее назначение, она кажется идеальной заменой кафе-системам прошлого, но сферу серьезной музыки надо отдать разработкам вроде Смита.

Напоследок, к читателю: не верьте данайцам, несущим тухлые яйца. Сшитые тетрадки и интернет-площадки, почему-то обзаведшиеся формальной регистрацией, могут лопнуть от натуги, крича «Я СМИ» и размахивая сертификатами собственноручных горе-премий. Я не намерен учить их жить задаром, поэтому пусть загибаются в собственной пене у рта. Но читатель пусть даст труд пройтись по их собственному представлению в каталоге выставки. Что ни вранье-то туман на почве собственных комплексов. Видно, клиент не идет к ним, отсюда еще больше дутой статистики про миллиарды уникальных хостов. И сколько же из «хостов» приходится на раздел «куплю-продам», а сколько на горе-тесты? И сколько сегодня реальный, не под нож, тираж макулатурных изданий? Штук 10–12, остальные 478 экз — под нож, разве нет? И что это за великое достоинство — «мы даем бесплатную информацию. Наши авторы — профессора вузов и дирижеры оркестров». Люди приходят слушать технику на миллионы — о какой «бесплатной инфе» тут речь? Троицкий тоже профессор и лектор вуза, а Спиваков — как бы дирижер оркестра, но я ломаного гроша не дам за мнение ни того, ни этого. Даже за мнение о моей утренней манной каше на молоке, а не то что про музыку или hi-fi. Зато всеми уважаемый энциклопедист Сева Баронин и ваш покорный слуга не вышли рылом для мафиозно-корпоративных тетрадок и университетских кафедр с их осиными гнездами взаимных интриг за выживание. Впрочем, это не помешало одной из кафедр э-э-э… экспроприировать у Баронина его методичку, поданную как бы на соискание вакансии. Воровство интеллектуальной и прочей собственности претит Смиту и западным экспертным СМИ как, например, мой ныне любимый английский журнал Hi-Fi+. Вот почему за техникой и за мнением — прошу к ним. Или ко мне, что одно и то же.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий