Соловьёв ТВ

Genelec SAM: окультуренная рекорд-студия дома

Одна из дилемм аудиофила — предварительное усиление. Ведь сегодня путей его построение еще больше, чем прежде, благодаря AV-процессорным блокам. Вот ниже первый из рекомендуемых мной путей. Второй — в следующий раз.

Аналог лучше цифры. Не соблазняйтесь на про-лоджик-процессоры, даже если опытное прослушивание синтезированных 5.1 каналов понравилось. Это нездоровый формат, и он вам отомстит.

Стерео, псевдо квадро или винтажное квадро для продвинутых. Винтажный CD4 (квадро) декодер, возможно, отыщите за копейки, но пару стерео-предварительных усилителя не сбалансируете меж собой, а 4 мощных моноблока (оконечники) разорят и вас, и интерьер. Квадроресиверы и полные квадро-усилители могут иметь скрытые (винтажные) дефекты, кроме того они дадут вам 4x20 жалких ватт выходной мощности, что сильно напряжет всякие напольные колонки.

Единственный адекватный путь реализовать аналоговую квадрофонию — это квадро-декодер c регулятором громкости + 4 активные колонки. Если вы не являетесь редким счастливым обладателем исправных (!) 2-полосных Филипсов образца 1976 года, то ваша лучшая опция это колонки из Финляндии Genelec. Исторически европейская «карта идеологии звука» сложилась так: жесткое тевтонское (немецкое и нордическое) звучание по центру континента и все мягче, щедрее, амбиентнее, игривее по радиусу и периферии — в Италии, Испании, Голландии… Финляндии. При щепетильной настройке и подключении, современные активные Genelec можно принять за винтажную топ-модель Филипса в идеальном состоянии.

Обе марки верят в способность небольших колонок благополучно озвучивать большие комнаты — и благополучно реализуют эту веру. 3-полосная конфигурация — хай-энд для обоих, и этот подход (не хватить звезд с небес) очень импонирует потребителю. Обе марки являются закрытыми производствами с собственной элементной базой. Динамики и фильтры внешне похожи с той разницей, что Филипс в 90-х стал готовить дорогие ленточные динамики в упрощенном виде, ну а Genelec, напротив, идет по пути усложнения и удорожания конструкции своих традиционных динамиков — купольных и конусных. Современный Филипс это уже и не Филипс, ну а Genelec не спутать ни с чем другим.

Новые (в момент написания!) 3-полосные модели у Genelec исходят все из тех же критериев — наилучшим образом реализовать базовую схему АС. Называются просто SAM (Smart — роскошные) 1237A и 1238A.

Здесь неслучайно вмещен DSP-процессор — ведь за столько лет существования эта (микро)схема обрела консерватизм. Но процессор здесь — не самоцель и не салют эпохе. Марка строго практична и ставит строго необходимое, тем отличается от всевозможных монстро-образных китайских «опер». DSP послужил платформой для авто-калибровки электроники по акустическому «отклику» помещения. Тем самым достигается технически выверенное корректное звучание динамиков с минимумом отражений.

Разумеется, это не отменяет достоинств прежних поколений Genelec. Напротив (и это я отношу к функции калибровки аудио в целом), наиболее благоприятное для уха звучание предполагает именно вкусовую и «ручную» правку «автомата». Возможно даже, в этом смысле ранние модели несколько интереснее своим характером.

Характер сообщается музыке как самим артистом, так и его инструментарием, далее — персоной звукорежа и т.д. и т.п. Это лишь закачки, бестелесная файл-музыка и планшеты лишены характера. Вернее, их характер отторгается ухом и психикой человека и потому массово замалчивается и технически обезличивается. Но ведь о такой музыке и о таких артистах речь не идет, не так ли? Читатель данной рубрики «не даст себе засохнуть». По этой причине надо проводить границу между «взрослым» DSP Genelec и цифровыми обработками в гаджетах или в пультовых рабочих станциях звукорежиссера.

Genelec был бы куда более известным брендом, если б не идиосинкразия с подачи студийщиков. Студийный инженер подчас не понимает либо путается в базовых аудиофильских понятиях вроде «близкий», «грязный», «сухой» звук. Из студии выросло несносное племя диджеев, категорически испортивших конструкцию винил-проигрывателя и все прочее заодно. Иже с ними гаджеты и оцифровка воздвигли меж музыкой и ухом гигантскую стену заблуждений. Это они дали рост группам как Арктик Манкиз и Радиохед, скомпрометировав рок как таковой… В этой сложной обстановке финская марка колонок сумела выстоять, отстоять идеалы искусства как в студии, так и в комнате. Она принята всеми лагерями и разными людьми.

Идеология, убеждения, позиция и вкус — вот что первично для аудио бренда вообще и для Genelec в частности. Эксперты без понимания, которым безразлично, что и как слушать — предпочитают загораживаться техническими аспектами, уходить в дебри дискретизации, коэффициента нелинейных искажений и демпфирования, обратных связей. Я повторюсь: все это есть казуистка и обыгрывание вторичного фактора, ведь нулевая или сильная ОС в лучшем случае усилит/уменьшит характер, окрас бренда. Это называется динамикой, но динамика не способна породить непосредственно окрас.

Окрас есть столь же чудо природы, как ребенок, детеныш. Как необъяснимо зачатие, столь же спонтанен и необорим характер бренда, порождение страсти инженера. Поэтому ни один отечественный журнал или эксперт (кроме меня) не может и не берется обусловить окрас звука. Западные журналы это могут и делают. Вот вам пропасть между «нами» и «ними». Эта пропасть лежит во всем вокруг нас, даже в стакане молока и глотке воздуха — не говоря об аудио. По этой причине наши, уже закомплексованные, дети не очень приживаются у приемных заморских пар. По ней же, мы тихо ненавидим и все же жмемся к соотечественникам одной стаей в загран-отпусках. И по этой же причине мы здесь должны лелеять, а не «нейтрализовать» характер таких брендов как Genelec. Возможно, тем самым мы сохраним крупицы человечности, о которой так горько сожалели Высоцкий, Цой и Башлачев. Как выражается в своем блоге Лимонов, этот (бессвязный ли?) абзац был проповедью окраски звука на сегодня.

Вернемся к разбору предмета. Подлинным новаторством для консервативно мыслящей финской марки стали здешние (дискретные!) усилители в (эффективном!) классе D и индивидуально согласованные с ними динамики. Близкое согласование по параметрам это вообще одно из непререкаемых достоинств активной колонки против пассивной. Согласование дает куда более аудиофильский эффект, чем подбор системы от одного бренда! Я подчеркну: в этих Genelec мы имеем 3-ваеринг и 3-ампинг, да еще и на дискретных элементах. Это верх дискретного принципа — главного в аналоге!

Genelec превратил в достоинство главный порок активной акустки — заметную грань между полосами. Практически это значит, что высокочастотные партии обычно чуть обособлены от среднечастотных, а низкочастотные вообще формируют «грозовой» задний план. Genelec с каждым поколением звучал все менее рельефно, все более прозрачно и трепетно — и вот здесь мы имеем, пожалуй, самое роскошное растяжение «грядок планов» в «полусферу перекличек» между ними. Разумеется, колонки не переделывают сцену записи, а лишь подают ее в собственном свете. Я вновь не склонен искать ответ в конструкции — скорее, в идеологии марки.

Вторым прорывом для всей категории активной акустики стала достигнутая здесь мощность — около 1000 Вт (1 кВт!). Невероятно, но приходится верить. По традиции студийного класса (который оприходовал под себя категорию так называемых активных «мониторов ближнего поля») Genelec предпочитает пользоваться понятием не мощности, а звукового давления (SPL): соответственно 118 дБ и 121 дБ для указанных двух моделей. 1238A.

Колонки такого уровня и звука обязаны быть дорогими и тяжелыми (не только за счет корпусов и платформ!). АЧХ порядка 35 Гц — 21 кГц (± 2.5 дБ) подкреплено 12-дюймовым и 15-дюймовым (мод.1238A) басовиками при весе колонки под 40 и под 60 (мод.1238A) кг с вполне «домашней» высотой под 700 и 800 мм. Коммутация встроенного усилителя позволяет стандартное подключение (и передачу!) по цифре и по аналогу (XLR). Считайте статью за руководство, а не представление продукции. Как я сказал, альтернативы просто нет.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий