Соловьёв ТВ

Onkyo D930 и Аудиобред про тембры

По многочисленным просьбам читателей, эпизодически возобновляю в рамках обзоров рубрику Аудиобред. Как и прежде, в ней изложены аксиомы аудио и полезные наблюдения из личного опыта.

Продажная журналистика? Лишь бы не лживая

Со времен моей рубрики Аудиобред (bred on audio, см.перевод) в журнале СиВ, появился и расцвел спамом и троллями Интернет, штампованные гаджеты заменили хай-фай, мини-системы стали хай-эндом, зарплаты под 200 тысяч лишь звучат в (без)толк-шоу и в рекрутингах — ну а издательское дело с журналистикой и писательством оскотинились в стойле новых помещиков. Все сферы, включая нашу с вами, стали не просто политизированными, но отъявленно мафиозными клановыми. Попасть в кланы никак невозможно, в лучшем случае профи проэксплуатируют, выжмут и выбросят на свалку, приговаривая «если вы не выдержали испытание — вы не профи». Коль скоро так политически обернулось, то я заявляю здесь для всех: профессионал должен быть не винтиком, а столпом и управленцем системы, бизнеса. Система должна лелеять и холить его. А не то, чтобы «добро с кулаками». И тогда, сверху вниз пойдет критерий подбора профи, а не мафиози-кумовских кадров. Если же Система насаждает интриганов и дураков с умной миной вместо профи — то это проблема только самой Системы. И ее беда. Касательно моего профессионализма — я не изменил убеждениям, а многократно их подтвердил в заказных инсталляциях и настройках техники. Их владельцы счастливы действительным Звуком Музыки, а прочим бог судья. Вы, прочие, оставайтесь себе у разбитого корыта дурных систем при дурной же музыке, но зато в своих «форумах знатоков» и в своих служебных интригах. Я прав всю дорогу, и не намерен до рези в глазах «защищать диссертацию» против модеров, позирующих как форумчане... хотя нередко руки чешутся втянуться в пустобрех. Прошу учесть, читая ниже. За сим извольте получить порцию свежего Аудиобреда.

Тембры или прямой путь?

Ни одна безтембровая хай-энд-система не является идеальной. Все они лишь приближаются к идеалу, но с другой стороны к нему гораздо ближе стоят темброблоки и эквалайзеры… и (как таковые) кассетные и катушечные деки. Последние вообще улучшают носители, проявляют сцену, которая сокрыта на виниле, на CD и, возможно даже, на закачках. Идеалом следует считать качество звучания системы, при котором у маститого аудиофила с хорошим слухом и чувственностью имеет место существенное волнение. Увы, нынче вот такой субъективный критерий, а не ваши графики с выкладками формул отсева перекрестных искажений.

За годы экспертизы тембрам и «излишней» электронике на пути сигнала не было выдвинуто ни одного путного возражения. Если на то пошло, то в минималистских Классах А схема безоружна против неизбежных потерь, пиков и искажений сигнала за время его прохождения по электронике. Не убедителен с точки зрения аудиофила и тезис об идеальном усилителе как о «куске провода с потенциометром громкости». Такой «чистый класс А» узнается по тощей сцене и ломким образам, по гнусавым СЧ.

Классический критерий, старый казачий способ — это как в винтажных немецких усилителях и в нынешних ресиверах Onkyo. Когда под крышкой аппарата, словно с высоты птичьего полета, открывается остров Манхэттен, где среди небоскребов яблоку негде упасть. Увы, в конкурирующих современных Сони, Техниксах, Денонах, Филипсах (не говоря о Мириадах, Сайрусах и НАДах) впору трясти яблоню дабы засыпать хоть яблоками их зияющее днище.

Все такие нашпигованные аппараты (как Onkyo) по определению звучат густо и мощно, с заполненным центральным пространством звуковой сцены, с объемными обтекаемыми и крупными образами — словно используешь кабели Tara Labs. Разумеется, дело не только в данном качестве, но еще и в раскрытии низкочастотных нюансов сцены. Как я уже замечал, нынешний интерес к отбросам 60-х, к роликовым (!) вертушкам винила объясняется именно таким раскрытием. Ну и кассета, катушка дают это качество замечательно, чего не скажешь ни об одном цифровом или мульти медиуме. Одна из трагедий поколения в подмене этой всамделишности как бы достроенным «теплом» путем подъема некой низкой частоты плюс компрессия ВЧ.

Впрочем, и НЧ-раскрытие не есть догма! Аудиофилия вещь сложная и капризная, и нам не постичь механизм воздействия hi-fi на чувства и восприятие. Какой-то журналец писал, что-де «закачки тоже вставляют дай бог не болеть». Жаль вас, «вставленных» закачками… Так вот, я готов тут лишь в принципе осветить верную настройку тембров — или, если у вас безтембровый усилитель, то настройку внешнего 12-полосного эквалайзера на дискретных элементах.

Как бы ни был хорош ваш темброблок или эквалайзер, его порок — это пологая добротность, то бишь перехлест регулировок частот. Вывернув тембра излишне либо выставив движки эквалайзера «галочкой», вы всегда рискуете остаться при искаженном звуке «ц-бум». Руководствуясь микрофоном и анализатором спектра, вы также ничего не добьетесь, поскольку ваше ухо и психика живут по иным понятиям, нежели наука физика. Верный путь ликвидировать перехлест характеристик на корню — это чередовать подъемы и опускания движков по 0 дБ. Один вверх, другой — вниз, один вверх, следующий — вниз… В усилителях с ручками НЧ, ВЧ и СЧ последняя как раз служит для опускания против пары соседних. Что до большинства усилителей с НЧ и ВЧ ручками, то примерно этот эффект моделируется положением обеих на 3 часа дня.

Чего мы никак не учтем в настройках — это психики. Где-то потребуется скомпенсировать схему вашей системы уводом 2 кГц и 500 Гц, где-то вектор спектро-анализатора должен показать «галочку» с опущенными крыльями, где-то еще что-то. Но одно непреложно. Нигде и никогда ухо не примет прямую линию АЧХ на вашем дисплее. Окаянную «линейку».

TEAC SL-D930

Ничего из вышеназванного не предусмотрено в подобии классической магнитолы «гетто-бластера» 80-х… или, скорее, подобии настольного стерео-радиоприемника прошлого. Типичная стилизация нашпигована новыми функциями цифрового и мультимедийного аудио, вплоть до «удобства блютус». Привязка к старому — это стереодинамики и хороший радиоприемник, которому для полного соответствия недостает лишь широкой полосы диапазона Коротких Волн. Впрочем, там нынче пустырь, вещания нет.

Индустрия продает тут вовсе не FM-радиорекламу, пересыпанную невнятными плейлистами и бормотой ведущих. Она продает официальные, непиратированные закачки, соблазняя вас еще и функцией двустороннего интерфейса, то есть запись/воспроизведение с сопутствующего гаджета, источника музыки. Как бы само «железо» не стоит почти ничего.

Как и во всех моноблоках прошлого, в данной «псевдо-магнитоле» СЧ и прочие тембра заданы вибрирующей конструкцией. Корпус и схема окрашивают, гармонизируют частоты, наподобие того, как это имело место в старых авто, оборудованных безтембровыми магнитолами. Пожалуй, удачно подобранные материалы есть наилучший эквалайзер и для самих динамиков. Впрочем, в D930 предусмотрен и сабвуфер, уровень которого вы вольны настроить по вкусу. Ощущение получается благодатное, полное, и большего даже не желаешь. Минисистема как бы ручная, как бы комнатная собачка такса, которая неприхотлива и тем уютна.

«Комбайн» у японской компании получился столь удачно аналоговым по качеству звука, что выдержал с успехом «мультимизацию» последней версии D930. Против 920, встроенное радио и кассетник, подключенный по аналоговому входу (тюльпан), здесь звучат еще более «винтажно», с вкусным ревербом. Вообще, для таких аппаратов, где тембр/бас регулируется общей ручкой или не предусмотрен вообще, закон — как говорится, тайга, а хозяин — медведь. Об их твике, о том, что такого хорошего и невероятного можно с ними проделать — в следующий раз в нашей новой рубрике Аудиобреда.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий