Соловьёв ТВ

Rotel и Ayre — к барьеру! Пара: усилитель + CD-проигрыватель

Для этого теста я обратился к цифро-винтажу. Вот что я писал в, как принято для пущей важности говорить, «нулевых годах нынешнего века».

Помимо изобретения атомной бомбы физикам нельзя простить еще одного преступления: замалчивания роли переходных частот в аудио. Высокая разрядность, широкая динамика, протяженная АЧХ, низкий КНИ, нулевая ООС, балансная дискретная схема — все это более частные и менее значимые аспекты hi-fi. Их можно мусолить на форумах, но они мало объясняют появление нового аппарата, который звучит «еще более беспрецедентно». Ошарашенные новым испытанием слушатели — да и разработчики! — такого аппарата иллюстрируют собой латинскую пословицу: «после оргазма всякий зверь грустным ходит».

Ой недаром карикатура в американском «Stereo Review» (аудиофил — продавцу: «Дайте мне проигрыватель с жиром на транзиентах»). А вот наш «АудиоМагазин» пытается свести волшебство к формуле, что-де «переходные частоты (transient frequencies) — это взаимодействие звуков, различных по фазе и тону». Я полагаю, что транзиенты есть прежде всего глубина звуковой сцены. Чем резче звучание аппарата — тем образы и вся сцена площе. Впрочем, немало аппаратов, совмещающих расплющенные образы с глубиной сцены, и тогда это уже прозрачность. Транзиенты неплохо проявляются на сложном эклектичном и мажорном материале (Laibach, Шнитке, Electric Light Orchestra, Beck) и почти никак — на монотонном, минималистском, минорном (Joe Pass, Philipp Glass, русский рок, тест-тон).

Если пользователь фанатеет от определенной марки, то самое лучшее для него — купить именно ее дизайнерский комплект из CD-проигрывателя и стерео-усилителя. В этом случае все «компакты» будут непременно окрашены в любимый характер звучания. Это — не говоря о последовательно выстроенной схеме там и сям. Такое звучание вам не выстроить аксессуарами, акустикой, стойкой.

Это звучание будет казаться вам «дерзко аналоговым». Во всяком случае, «единые пары» всегда превосходнее разномастных систем, даже если те подобраны или кажутся согласованными. Я наслушался достаточно такой высшей эзотерики «нейтрально звучащих» аппаратов с идеальными графиками. Их звук в чуждой им системе — как правило, ломкий, стеклянный, неприятно плоский, исполненный пиков в области 2—7 кГц. Я списывал эти неприятности на формат CD (цифровую музыку вообще), и никакие «выправления сигнала по времени», «быстрые» тракты, перенастройки тактового генератора, «пучковые» проводники в кабеле не избавляют от неприятностей. Звук CD в чужой системе почти всегда обострен, навязчиво аналитичен и холоден, либо мерзко утеплен и притом дидактически утомительно «точен». Отсюда и безотчетная тяга от хайтека вообще к винтажу, к инертному, казалось бы неточному, однако благодатному звуку.

Рассуждая о категории переходных частот, границы между звуками всегда раньше оказывались слишком заметными — скользкими, словно лезвие, или шороховатыми (для эффекта «аналоговой» грязи). Коль скоро это касалось и звуков внутри отдельных партий (так называемой, макродинамики), то прежние хай-энд-демонстрации всегда сводились к большей или меньшей приемлемости CD, к лучшей или худшей компенсации того, что мы привыкли называть джиттером и прочими «цифровыми искажениями». А что мы встречаем на рынке сегодня?

Ayre и Rotel — показательные бренды в смысле «взаимодействия звуков». Стоит включить «счастливую пару» усилителя и проигрывателя этих марок, как вы кожей чувствуете предгрозовую атмосферу или ауру концертного зала, специфический фон типичной рекорд-студии — недаром среди звукорежиссеров бытует понятие «звучание тишины». Почему это имеет место здесь? Потому что «счастливая пара» по-своему эквализует аналоговый сигнал, формируя столь музыкальный бас, что и не на всяком живом выступлении услышишь. Ну а бас формирует то самое «звучание тишины»… в том числе, без сигнала, просто во включенном состоянии. Это значит, что когда пойдет музыка, она будет непременно и исконно аналоговой, не цифровой.

Так и есть. Послушав эти пары в отдельности перед тестом, я отметил про себя, что анализировать переходные частоты не представляется возможным. Не успеваешь за ними. Они словно летят. Музыка настолько цельна и свободна, что ярлыки отпадают сами собой. Такой степени «событийности» не испытываешь в живом концерте, ведь там — реверберации, отражения, микрофоны с динамиками, люстры, ковры и люди, ну а акустические концерты «в чистом поле» — большая редкость.

Я смог сформулировать только одну метафору, общую для обоих систем и показательную для их транзиентов. То, что в ряде профи-брендов раздражает и воспринимается как излишний акцент средне-верхних, тут вкусно выстроилось в виде целого ряда планов, почти что «затылок в затылок» по центру сцены. Фокус был настолько четким, что проявился и азимут сцены: высоко-октавные партии ушли вверх, получилось то, что называют «вертикалью инструментов». В этом смысле CD-альбом напомнил даже не винил, а магнитофонную ленту на 19 см/сек. Все звучало в отрыве от «железа» и значительно линейнее, чем на концертах. Стереоэффект органа и «взрывной» симфонизм Пурселя, жесткие гитары Velvet Revolver и истома Нейла Янга удивили в равной степени, хотя понятно, что технически записи неравноценны.

По окончании раздельного знакомства началось сравнение систем.

Предпочтения

Консервативная старейшая английская марка-гигант Rotel не нуждается в представлении, от нее в тесте участвуют интересные новинки средне-доступной цены RCD и RA 1570. От калифорнийской небольшой хай-энд-компании Ayre Acoustics взяты — усилитель AX-7 и соответствующий «сидюк» CX-7. Модели неновые, и вот почему. Ayre действует с 90-х годов как ответвление более известной акустической Avalon и является воплощением технократа-физика, который раздираем «аудиофильскими противоречиями». Модельный ряд марки столь же мал, сколь он выстрадан.

Качество звучания

Ayre сразу дала мне понять, что ориентирована на цельное гармоничное исполнение музыки, а не на «оголение» особенностей формата, не на доказательство собственных спецификаций и не на нюансировку программ. Коль скоро эти аспекты пуще всего проявляются на СЧ, система приносит в жертву центральную среднюю частоту 1 кГц, понижая ее словно внесенный в цепь эквалайзер. Это немедля сообщает всем записям практически одинаковую степень прозрачности, что по первости весьма нравится. Разные записи тут кажутся очень протянутыми по крайним частотам и глубокими по динамике... если не по восприятию сцены. Качественные транзиенты проявляются в общей цельности звучания, когда музыканты работают в одной плоскости, а не в разных кабинках. Что и требовалось доказать. Общее впечатление: весьма благородно и убедительно.

Rotel RCD-1570 и усилитель RA-1570 до меня протестированы и охарактеризованы в известном и авторитетном журнале «Hi-Fi Choice», где получили максимум рекомендаций с выносом на обложку номера — как за звук, так и за все прочее. Для отечественного пользователя будет желанным максимум «ценности капиталовложений» для этой пары. Не углубляясь в конструкцию, спецификации и всевозможные подключения (от мултимедиа до пластинок винила), я попробовал оценить, насколько покупатель останется в выигрыше материально, «поюзав» систему «Ротелей» и получив максимум удовольствия.

После американки меня порадовал куда более мощный звук пары Rotel. Даже если не кивать на 120-ваттную мощность усилителя, мы имеем дело с типичным «ротелевским звуком» в его лучших традициях, когда вы почти телепатически сообщаетесь с «банками резервной мощности», уложенными в чреве усилителя.

«Ротели» прошлых поколений выдавали эту самую «вертикаль партий», которая словно рвется вам навстречу из огромного «яйцевидного» баса. Бас по обыкновению составляет важнейшее качество и богатство марки. Он обусловливает собой звучание и СЧ, и ВЧ, и роль переходных частот в этой сцене архи важна и ответственна. Перед моим взором транзиенты вставали словно шкала серого на контурах черных стрел, которые невидимый лучник метает изнутри «яйца». Не настаиваю на этой ассоциации, пусть это будет лично моя шизофрения…

Всякий раз, отслушивая новый очередной Rotel, я отмечаю больше и больше прозрачности внутри «яйца». На сей раз впору толковать о совершенно открытом и вместе с тем внушительном массивном дирижабле меж моих колонок. Сцена распростерлась именно так глубоко и резонировала так высоко. В этом объеме, который превзошел размеры моего дома, было просторно и комфортно всем, от Оскара Питерсона до оркестра Поля Мориа. Их ритм-секции метали в меня свои стрелы.

Прочитав англичан, я убедился в равнозначности впечатлений от этого комплекта. Они расценили новый Rotel как более красивый, чем живая музыка без прикрас… и чем нейтральный хай-энд, который ее же и воспроизводит. Я всегда видел цель hi-fi в погружении слушателя в идеальные или желанные вкусные либо интригующие антуражи. В антуражи, которые нереально выстроить живьем. Здесь я вовсе не имею ввиду акустические цифровые обработки «зал», «церковь», «объемное стерео» — консервативная стереосистема делает куда больше и убедительнее. В этом ее неувядающая привлекательность для клиента, поколение за поколением. Я пытаюсь выразить это состояние слушателя словесно, но музыка куда красноречивее статей.

Особенность данного комплекта в том, что высоко-октавные и среднечастотные партии неоднозначны. С одной стороны, они достаточно поляризованы и потому четко и целенаправленно выступают вам навстречу из объема сцены. В зависимости от качества самой записи, этот аспект звучания выражен лучше или хуже. С другой стороны, все они увязаны в единый объем фигурального «яйца» или «дирижабля». Каждое новое поколение данной марки улучшает четкость, как бы обостряя партии, но не жертвуя цельностью и не порывая связей.

Ни одна японская и американская марка, которую я в последнее время слушал, не дает такого эффекта. Каждая проявляет свои «национальные» ограничения и пристрастия, в основном — в виде пиков. 1570-е модели данного теста — самая свободная от пиков и компрессии. Бубны звенят и резонируют, гитарные соло четко обставлены либо собственным комбиком, либо примочками, на которых вы чуть ли не ощущаете давление педали и переключение тумблера. Голос Синатры и Джима Ривза составляют тот самый близкий и надежный интим «лицом к лицу», о котором мечтают тетки и телки. Бас и богат, и глубок, и разнопланов, он меняется по громкости, а не просто обозначается в пространстве. Англичане обозвали это качество комплекта «прекрасным балансом и упругой собранностью».

Конструкция

Оба бренда-участника исповедуют авторскую концепцию раздельного, укороченного прохождения сигнала по дискретным балансным симмметричным схемам без отрицательной обратной связи (в частности американцы называют сию схему «конвертер ток-напряжение»). У обоих марок налицо «зеркальный» дизайн серебристых «слитков» и убористая инженерия на массивной элементной базе. Усилитель Rotel безконфликто для звука совмещает схемы мультимедиа и фонокорректора. ЦАПы обоих марок имеет сегментную архитектуру с двухступенчатой передискретизацией — РСМ для начальных 6 бит, пятиуровневое сигма-дельта преобразование для остальных 18 бит, плюс 24 бит у Rotel. Возможен выбор между алгоритмами фильтрации.

Усилители имеют несколько цепей заземления, что критически важно при балансной конструкции. Цепи связаны с переключателем входов, который полностью изолирует незадействованные входы. Прецизионный регулятор громкости сопряжен со схемой из полевых транзисторов и металлопленочных резисторов. Контрольный микропроцессор включается только для выполнения команд, чтобы не воздействовать на работу схем. На выходе у одного из наших участников я обнаружил по 8 высокомощных биполярных транзисторов. Балансные входы наличествуют тоже. Вес порядка 11 кг.

Вывод

Ayre Acoustics CX-7/AX-7 больше ценна не как технически совершенная и концептуально завершенная система, а как эзотерическая и штучно исполненная «вещь в себе». Она имеет свой определенный и непоколебимый твиком характер звука. Комплект будет адекватно работать практически с любой подключенной к нему акустикой и от любых других аудио-источников, включая винил и рекордер/деку. Как таковой, комплект превосходит понятие «hi-end» в его привычной трактовке «исчезающей», «музыкальной» или «нейтральной» системы воспроизведения. В нашем тесте комплект получает 4 балла. Меня не совсем устроила глубина сцены и удручило однообразие на разном материале. Слишком предсказуемо и значит, скоро будет скучно.

Rotel RCD-1570 — я вижу, что CD-плеер неординарен и по механизму, и по архитектуре, а в звуке он отражает все те превращения, которые прошел сам компакт-диск за годы существования. Это действительно богатый и насыщенный звук, к которому трудно сразу предъявить претензии.

RA-1570 — минималистский индустриальный дизайн совершенно не отражает то богатство и нешуточную обостренную динамику, которую я встретил в звучании усилителя с данного источника. Возможно, проявились все достоинства последовательной инженерии, когда акценты усилителя подхлестнули акценты, пришедшие с плеера. Даже если речь о потоке данных, нельзя не признать: инженерия дает себя знать даже в окрасе цифровых данных. Система или комплект RCD-1570/RA-1570 обойдется значительно дешевле конкурента, при этом даст более благодатный и, что особо важно, индивидуальный звук каждой отдельной музпрограммы. Что касается переходных частот, то и они тут гораздо интереснее. Комплект получает 5 баллов.

Примечание: тестировщик выражает благодарность транзиентным частотам, без прогресса которых данный тест был бы невозможен.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий