Соловьёв ТВ

2013: стерео и сегодня «живее всех живых»

Я минимально поправил старую статью, охаянную платными троллями рунета, которые рядятся под простых граждан и скромных профи. Статья строго для новых пользователей и меломанов. «Игзибитные» косноязычные циники, «аудиопортальные» инженера-схемотехники не почерпнут, поскольку не понимают в звуке, но пыжатся. Зато ежегодно обновляется поколение платежеспособного жаждущего покупателя. Это для него — бесконечное «пережевывание откровений» в наших горе-экспертных СМИ («Не включайте ваш акустический провод в электророзетку!») и смещение акцентов («Усилитель не читает WAV файлы, но имеет удобные маленькие кнопки»). Для этих «недавних двоечников, ныне манагеров» — музыка от Елки до Рэйдиоухаэт, уши-бананы, планшеты-чернобыли и прочие «вебинары» как видимость хай-тек-счастья. Они понимают масштаб своего околпачивания и потому тайком заходят ко мне сюда, за порцией нормы. Извольте.

Что такое стереосистема? Некоторые называют так мини-систему, музыкальный центр. Но такие комплексы обычно маломощны, оснащены маленькими колонками, и у них нет входа для проигрывателя винила. Поэтому настоящая стереосистема включает пару напольных колонок, стереоусилитель, CD и/или «виниловый» проигрыватель. Без FM-тюнера или ресивера. Радиостанции не всегда устраивают пользователей выбором ди-джея, рекламой и качеством вещания. Перечисленные компоненты системы — основные, поскольку при желании, с целью улучшить звук или функциональность системы, их можно варьировать. Например — добавить эквалайзер.

По категории цены и качества системы и отдельные компоненты подразделяются на Hi-Fi и Hi-End. Функциональная особенность и признак Hi-End — отсутствие тембральных (тональных) регулировок на усилителе, использование ламп в аналоговых схемах, значительно более массивные шасси аппаратов. Опираясь на собственный опыт, исследования и экспертизу, изготовители полагают, что все эти факторы работают на улучшение качества воспроизведения цифровых или аналоговых носителей.

Некоторые пользователи пришли к выводу, что стерео превосходит 5.1 по части озвучивания саундтреков. В этом случае источником аудио служит DVD-проигрыватель, подключённый к стереоусилителю по аналоговому 2.0-выходу или по цифровому выходу (лучше — коаксиальному), если усилитель оборудован собственным ЦАПом. Если читатель относится к той же категории пользователей или хочет проверить это наблюдение на своем опыте, то он должен не забыть выбрать 2.0 (PCM) режим в меню диска DVD.

Если читатель принимает вышеизложенные моменты и доверяет данному эксперту, то далее следуют тезисы без их доказательств. Те, кто считают такое изложение голословным, могут добыть доказательства самостоятельно. Как, впрочем, и антитезу, которой хватает в рунете.

Факторы превосходства стереосистемы

Специфические цифровые искажения, известные в физике как джиттер и связанные с передачей данных, на консервативном аналоговом стерео не существуют. Джиттер возникает на механике цифровой медиа и умножается на каждой стадии передачи и обработки цифровых данных, то есть максимально — в домашнем театре.

Фазовые погрешности и прочие неточности звука, возникавшие вследствие расхождения в номинале деталей в аналоговых цепях, теперь ликвидированы. Расхождения зачастую выражаются в сотой доли процента от общего потенциала системы.

Система 2.0 — это 2 канала, включая и бас. Мы слышим звук двумя ушами, а не пятью или семью. У нас нет отдельного уха для НЧ. Любое 5.1 — 9.1 означает намного больше каналов, то есть отдельных путей, которые затем складываются в общий звук в комнате. Несмотря на постоянное улучшение этого сложения в схемах «про лоджик» — (аналоговое) стерео естественнее.

В стерео традиционно доминирует аналог. По сравнению с доцифровой эпохой, нынешняя аналоговая техника обладает более высокими спецификациями. Эти спецификации предельные. Например, мы не можем услышать информацию за пределами 20 кГц и фон за пределами 90 дБ в соотношении сигнал/шум. Цифровое многоканальное аудио совершенствуется в направлении более высоких спецификаций, которые неощутимы на слух.

Только система 2.0 предлагает пользователю свободу выбора между полностью аналоговой ламповой или же транзисторной схемами, между винилом и CD. Виниловый сигнал по своей природе не терпит цифровых обработок. Лампу нельзя использовать в схеме цифрового процессора. Многоканальные ламповые усилители мощности для домашнего театра не прижились на рынке и получили плохие отзывы.

Классическое стерео даёт «плавный» звук, а не «резкий цифровой». Это выражается в виде плавного спада краёв спектра частот на графике АЧХ. Физики признают такую ниспадающую частотную характеристику естественной для человеческого уха. Системы 5.1 — 7.1, включая режимы Dolby Surround (DPL, Neo и т. д.) для обработки аналогового сигнала, несут довольно искусственную тыловую 3D информацию.

Стереосистема это — меньше блоков, меньше подключений, настроек и проводов, меньше износа со временем и меньше шансов для морального устаревания. Такие аналоговые форматы как винил не меняются, тогда как алгоритмы и форматы для цифрового аудио изменяются вплоть до полной несовместимости с прежними.

2.0 адекватно воспринимается как в «напольном», так и в «полочном» варианте при условии, что вы находитесь в зоне между динамиками. Ресиверы последнего поколения имеют сложную настройку на данную вам комнату, что неизбежно вносит еще больше искусственности в звук программы. Графические эквалайзеры 70-х годов уже претендовали на идеальную настройку «под комнату». С этим фактом стоит считаться.

Принципы подбора стереосистемы

Разработчики бытовой аудиотехники, в отличие от разработчиков аудиотехники студийной, изначально учитывают усреднённое влияние комнаты на звук, то есть отражения от стен и прочие факторы (в перечисление и объяснение которых я тут не вступаю). Поэтому покупайте только бытовые модели, даже если повстречаете более привлекательные по дизайну, цене или техническим данным профессионально-студийные аппараты.

Вопрос класса техники при выборе. Скептики, примите на веру: собрать жестоко рассогласованную систему сегодня невозможно, а согласовать прочее можно эмпирически — звуковыми кабелями, поскольку они тоже влияют на звук. Проблема выбора может быть скрыта в другом: однотипные проигрыватели винила или CD звучат, ведут себя и даже ломаются по-разному. Происходит это потому, что каждый изготовитель вносит в базовую схему свои особенности. Отсюда второй важный аспект: выбор «доверенных» брендов.

Бренды и окрас звучания

Хороший бренд отличается от плохого идеологией или намеренным формированием звука с определённой окраской, характером. Что это такое? Очень сжато: европейский звук является рельефным, когда звуковые образы вычленяются из сцены с собственным «воздухом». Американский звук добавляет сюда же агрессию, остроту и отточенность образов. Японский как бы смягчает, упрощает и ужимает американский характер. Бесхарактерный бренд, например — безымянная (no name) китайская сборка, звучит неубедительно, скучно и неинтересно, несмотря на стереоэффект, звон верхов и уханье басов. Подобный звук мы встречаем в портативной медиа, в компьютерном и кар-аудио. Это отмечается здесь в связи с заблуждением, что удовлетворительную домашнюю стереосистему можно строить на таких компонентах тоже.

Ещё по тому же вопросу для лучшей ориентации читателя в брендах. Азиатские производители акцентируют средние частоты (СЧ), то есть «мясо» музыки. Они популярны, так как многие люди свыклись с музыкой МР3 в полосе не шире 100 Гц — 10 кГц, то есть преимущественно СЧ. Статьи о якобы «качественном МР3» тому подтверждение. Далее. Иные японские бренды выросли из некоторых американских, а те почитают более протяжённые частоты, то есть агрессивный звук. Пример рельефности — типичная техника из Скандинавии, Германии, редко — из Англии. Характер звука закладывается идеологией разработчика, элементной базой (и даже руками!) на фабрике. Если, скажем, в китайской провинции на фабрике идет сборка европейской техники, то баланс (характер её звука) сложится из перевеса евро- или азиатских факторов.

Яркий современный пример такой рельефно звучащей акустики — последний выпуск марки DALI — модель Epicon 6. Они имеют внушительный объем (литраж), который позволяет формировать в пространстве большую крупную образность. Столь же щедро выполненные массивные корпуса и внутреннее демпфирование эффективно компенсируют самое слабое место этого датского хай-энда — высокотехнологичные, однако же стандартные динамики. Парадокс, но сильнейшее преимущество конструкции — тоже динамики: наличие ленточной пищалки, которую прекрасно дополняет естественно звучащий древесный диффузор на СЧ и НЧ. То бишь, достоинства есть продолжение наших недостатков.

Колонки столь же потенциально богаты гипертрофированной естественностью (!), сколь они же щепетильны к системе и к обработке комнаты. Как минимум, не помешает бугристый поролон по задней стене комнаты и по 45-градусному углу спереди. Колонки рождают низкий бас с «грудными резонансами» плюс абсолютно раскованный верх быстрых звуковых «превращений». Они и прозрачны, и глубоки одновременно. Они по-современному утомительны настолько, насколько может быть утомителен концерт, выставленный максимально комфортно для вашего уха. В этом плане колонки моментально низводят самый естественный винтаж до уровня монотонно бубнящей радиоточки. Разочароваться в винтаже — вот удел всякого, кто досконально выставил у себя «Эпиконы шестые».

Такое имеет место на всяком очередном мировом hi-fi шоу с участием данной модели в системе. Модель получила титул высшего студийного достижения и на недавнем шоу в Испании. Как водится, (кауда более честный) тамошний эксперт придерживался аудиофильских критериев, а вовсе не кивал на измерения. Измерения есть суть схоластика, а талант не пропьешь. Увы, новых метафор за годы экспертизы не появилось, поэтому испанцы оперлись на старые; они признают, что ожидали сразу многого от столь красивой и благородной акустики. Ждали и реализма, и воспроизведения акустики некоего концертного зала, и приятных сюрпризов. Что ж, они получили весь букет, за что нарекли «Эпиконы» уникумами.

Для нас здесь важно отметить «широкую звуковую сцену, где каждый музыкальный инструмент закреплен в своей точке пространства» плюс «утонченность». Это мы называем рельефностью. В отличие от типичного современного хай-энда, Epicon 6 несет слушателю не только разборчивость, но еще и консервативную теплоту наряду с ясным прозрачным звуком. То есть, колонки попросту лишают критиканов возможности придраться к чему-либо.

Характерно, что стандарты инженерии распространяются на весь модельный ряд Epicon! Модель 2, будучи существенно дешевле и несколько меньше по объему, не жертвует ни в звуке, ни в конструкции — лишь в возможностях охвата площади помещения. Но достаточно больших помещений в РФ просто нет.

В рунете можно встретить признание этой акустики во Франции. Опять отмечена прозрачность сцены, естество и тембральное богатство (хай-фиделизм звука), быстрота реакции (волнующее вычленение ритм-секции в оркестре!). Признано, что колонкам безразличны параметры усилителя — сопротивление и прочее. Тамошние эксперты влюбились в эту акустику, и этому можно верить.

Сегодня большинство прочих моделей аудио звучат холодно и аналитично. Они составят довольно убедительную систему, если избегать включать сюда винтаж. Вопрос аудиофильской сочетаемости тоже остается, и для корректной оценки каждого компонента в системе понадобится «слухач» — аудиофил с большим опытом, с хорошей ассоциативной памятью и с достаточным запасом слов, чтоб точнее описать звук каждого. Следует понимать, что местные СМИ и мировые экспортеры техники давно взяли курс на упрочение вульгарной экспертизы в РФ, дабы клиент имел ложные критерии ценности. Если вы способны отключить влияние этой «геббельсовской пропаганды» — попробуйте сконцентрироваться на пространственной составляющей звука. Неплохо бы понимать, какие бренды имеют родственную идеологию. Такая «система близких родственников» будет звучать пространственно даже на цифре, словно системы нету вообще. Звук получится конкретным и при этом словно из воздуха: вокруг, вне и между колонок. Если музыканты как бы «сидят» в громкоговорителях — вы, очевидно, ошиблись в полярности на проводе или пренебрегли стабилизатором напряжения для системы.

Принципы и порядок подбора элементов

Приоритеты располагаются так:

XLR гнезда на панели аппарата даны не для красоты. Они означают дорогую симметричную схему у проигрывателей CD и усилителей класса Hi-End. Это полностью «независимая» и идентичная схема по каждому из каналов. Сигнал в этом случае проходит через схему раздельно и по каналам, и по «полярности» (отдельно «плюс» и отдельно «минус»). Это способствует формированию абсолютно точного звукового образа и реалистичной звуковой сцены, проявляет массу важных нюансов. Если вы решились на траты и столь высокий класс, то и ваши колонки должны иметь тоже пару разъёмов. Тогда вы вольны подключить их к усилителю мощности в би-вайринге или в би-ампинге — это может дать хорошие результаты. Пусть термины не пугают новичка: схемы детально проиллюстрированы в паспортах ресиверов и усилителей (обладающих возможностью такого подключения). В первом случае каждая пара колоночных контактов подключается к одному и тому же усилителю мощности, во втором — к двум идентичным усилителям. Этот же принцип раздельного усиления динамиков успешно воплощён в активных колонках.

Дополнительно к прошлым славным цифровым хай-рез форматам сегодня существует HD аудио с передачей данных по HDMI, но в плане полноценной музсцены всем им далеко до уровня аналога. Для всякого цифрового формата характерно выпадение данных или ущемление одних участков АЧХ за счет других.

Деление функциональных элементов на отдельно приобретаемые блоки. То есть: вместо проигрывателя — транспорт (механизм плюс датчик CD) и блок ЦАПа. Вместо полного «интегрального» усилителя — предварительный и мощный усилители, и т. д. Также можно найти и купить блоки питания для каждого аппарата, стабилизатор напряжения для всей системы, блок эквалайзера. Понятно, что интегрированные блоки дешевле, и система, собранная только из проигрывателя, усилителя и колонок обойдётся в меньшую сумму.

Головка для винила типов ММ (IM, MI) или МС с соответствующим фонокорректором. Для МС часто приобретается сочетание из «повышающего» (уровень громкости) трансформатора + «обычный» фонокорректор для ММ.

Пассик или прямой привод, съёмный или встроенный тонарм на виниле. Хорошие пассиковые проигрыватели очень дороги, «бытовой» прямой привод выпускается всё реже. У того и другого есть свои «за» и «против», о чём вы могли уже читать в специальных статьях. Тренд нашего времени — интерес к роликовому («айдлер») приводу винила. В подтверждение моего тезиса про «звучание» каждого винтика в конструкции проигрывателя, данный тип привода «из 50-х годов прошлого века» (бррр новояз!) вновь оценен аудиофилами как уникально звучащий, как передающий больше плотности, глубины сцены и тела инструментов. При этом некогда важные показатели детонации и рокота (уровня шума) просто презираются. Покамест ни одна хай-энд фирма мира не откликнулась на тренд, но «времена, они меняются».

Важно также учитывать мощность и сопротивление усилителя и колонок. Объясняю. 20-ваттный (на канал) усилитель будет играть слишком тихо для больших 200-ваттных колонок и приемлемо для 100-ваттников. Мощность указывается на конкретное сопротивление, и если это 8 Ом, то значит, аппарат на треть мощнее по 4 Омам. Чем ближе мощность усилителя и колонок, тем лучше, но это непринципиально для «полочников» (у них слишком много других ограничений). Выбирая напольные колонки (почему — сказано выше), можно обратить внимание на их чувствительность — этот параметр почти всегда проставлен. Если чувствительность ниже 85 дБ, то ждите «жёсткого», немилосердного звука, особенно от маломощного усилителя. Пара оговорок: чувствительность связана с типом корпуса и зачастую проставляется «от фонаря». Для иллюстрации этого утверждения один факт: забирая готовую партию с одного китайского завода, некий заказчик-разработчик некой модели колонок распорядился заменить таблички с техническими данными на «более привлекательные».

Цифровой проигрыватель и проигрыватель винила заявляют о качестве звука своим видом, весом и изыском, а не спецификациями. Это простой и надежный путь для нежелающих вникать глубже. CD-проигрыватель, где привод пассиковый или где на диск опускается особо массивный прижим (или гирька), лучше. Винил — это прежде всего инженерия тонарма, длина (от крепления до иглы) в котором у лучших экземпляров составляет до 240 мм и имеет гирьку-балансир с левого бока и антискейтинг с правого. Тонармы «параллельного» трекинга типа тангенс теоретически правильнее, но на деле подвержены большей вибрации и нестабильности тонарма плюс у них специфичная излишне обостренная звуковая сцена с уменьшенной пространственностью. При выборе проигрывателя винила следует обратить внимание на уровень детонации — он должен быть не больше 0,5%, и на соотношение сигнал/шум — не ниже 50 дБ.

Акустическая обработка помещения

Как я уже говорил, разработчики бытовой аудиотехники изначально учитывают усреднённое влияние комнаты на звук. Практически это значит, что пользователь может вообще не проводить акустическую обработку, положившись на «мудрость» системы в формировании убедительного звучания в нём.

Однако вот пара советов. Обычно звук напольных стереоколонок улучшается, если непосредственно на стене позади них, сбоку от них и по центру потолка повесить декоративные коврики, а радикальное решение — натяжные стены и потолок. На полу ворсистый ковер или настил обязателен. Мебель в комнате улучшает звук, если она закрывает противоположные от колонок углы и вообще — стены комнаты. Если идти в обработке дальше, то можно купить специальный набор средств и руководствоваться инструкцией.

Примеры комплектации: решения, плюсы и минусы

Бюджетный уровень.
Наилучшее решение из обзоров последнего времени — это музцентры TEAC. Они благополучно совмещают источники мультимедиа и «новая медиа» с консервативными (phono или винил), ну а кассетные деки (еще одна неувядающая категория винтажа) подключаются по внешней шине. Их усилители рассчитаны на полочную акустику. Однако у TEAC есть модели предварительного усиления, куда (в том числе, и идеологически) замечательно подходят активные колонки студийно-бытовой уникальной финской марки Genelec. Преимущество данной конфигурации и комплектации — в высокой перегрузочной способности системы. На ней достижимы оглушительные пороги звукового давления без слышимых искажений, то есть — наилучший достижимый эффект живого концерта, не выходя из дома… или из тюрьмы, если клиент содержится именно там.
Средняя ценовая категория.
Базовую систему можно собрать на компонентах AVM, TEAC или (лампровый) Luxman с акустикой B&W. Это несколько тысяч долларов денег, и вы получаете «гибкую» и открытую к дополнениям конфигурацию, которая неприхотлива к обработке помещения и которая вкусно сочно и ненавязчиво звучит.
Высшая ценовая категория.
Колонки DALI либо Thiel, усилитель Classe cоставят ядро системы, которая благополучно достраивается источниками либо встраивается в домашний театр. На идеологию можно махнуть рукой в силу калибра компонентов. Это парад не идеологии, а щедрой инженерии.

Заключение

Стереосистема, собранная из блоков, лучше музыкальных центров. Это может быть откровением для многих новичков, которые считают планшет «нормальным аудио», а музыкальный центр — хай-эндом. Можно привести более предметные признаки Hi-Fi и Hi-End. Такие системы отличаются высоким потреблением тока (примерно 1000 вольт-ампер), колонками с большой поверхностью излучения (басовики 8" — 12") и соответственно — способностью чисто озвучить любой (моно или стерео) внешний аудиоисточник. После установки такая система может регулироваться по чувствительности входа, по громкости и балансу двух каналов, а также по частотам опционного эквалайзера, реже — по реверберации. В последнем случае прибегают к микрофонам, анализатору спектра студийного класса либо к цифровому динамическому экспандеру (который всё «понимает» и настраивает за хозяина). Существуют и полностью цифровые аудиосистемы, способные выполнять настройки самостоятельно и не менее точно: например, Meridian (Англия).

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий