Соловьёв ТВ

Genelec G: глаже, острее и сфокусированнее

Genelec G

Недавно (и об этом было в одной из последних публикаций) некая фирма заказала мне статью о том, что профессиональная студийная акустика, дескать, не подходит для домашней (офисной, бытовой) системы. Разумеется, это утверждение — натяжка, и среди профессионалов немало ярых сторонников такой акустики как на «работе», так и у себя дома. В студии и на концерте акустическая система выполняет радикально иные задачи, чем в прочих (нормальных) условиях. Во-первых, охватить звуком широкое пространство, во-вторых пробить ряды партера «до самых до окраин» и в-третьих, вскрыть мелочи и нюансы студийного «полуфабриката» с целью более точной звукорежиссуры при создании альбома на носителе.

Совершенно иначе ведет себя акустика «бытовая» потребительская: передать или даже усилить общее настроение и «месидж» произведения или записи, и вообще — «общее важнее частного». Да и частности в «быту» иные и отличаются от критериев профи-акустики, примерно как новодел отличается от винтажа. Это два разных мира, и субъективное восприятие одной и той же музыки там и сям будет в пределах от «здорово» до «ужасно».

Дело тут даже не в конструкции, не в предпочтении пассивной акустики для потреб-аудио и активной для профи. И не в отборе комплектующих элементов. И не в цене или 2- или 3-полосной конфигурации колонок. Хотя это все крайне важно для окончательного решения покупателя. Дело в настройке, которую закладывает создатель той и другой акустики. Инженер, что бы ни говорили физики, руководствуется опытом и чутьем больше, чем параметрами схемы. Уменьшив, скажем, сопротивление и обратные связи в одном месте схемы, он может (зачастую бессознательно) нагородить их вдвое больше в разных других местах, а уж после присвоит этому решению некое загадочное патентное имя super agile force canceller — как правило, эффектный маркетинговый ход, и только.

Активные колонки в истории аудио появлялись в «обычных» потреб-системах, и, к примеру, винтажные Филипсы и Шарпы (практически фирмы, свернувшие свое стерео производство) и сегодня потрясают воображение своим особым вкусным и событийным звучанием с «умелым» акцентом «нужных» гармоник. Гармоники — это целое отдельное искусство инженерии, поскольку именно в их «балансе» лежит вся соль музыки, аудио индустрии и аудиофилии с меломанством вместе. Больные или отсутствующие, задавленные гармоники — бич именно мультимедийных и гаджет-ресурсов. Эти источники нас оставляют холодными, именно поскольку они выхолощены. Ну а кавычки в данном моем абзаце означают субъективизм как важнейший критерий исполнения и восприятия, вообще успеха музыки и системы воспроизведения. Короче говоря, можно верить лишь слухачу, который чувствует достаточно глубоко и глаголет достаточно образно. Прочим важным физикам с их выкладками и замерами веры нет.

Насколько важны техпараметры колонок? Для новой акустики мощность ватт под сто в 20-метровой комнате достаточна, чтоб не плодить слуховые искажения, визги, гнусь и стоячий гул. Вы всегда можете сузить зону стерео, поставив маленькие колонки ближе и, тем не менее, получать полное впечатление за пределами зоны, поскольку гармоничная сцена все же создана. Необязательно вам замерять литраж, достаточно соразмерить взглядом и ухом данную акустику применительно к вашему помещению. Разумеется, чем массивнее и дороже колонка сделана — тем лучше, а чем более облегченный и минималистский хай-тек — тем хуже. Важно, чтоб пара (или 4 по всем углам) колонок имела меж собой достаточно пространства для разворачивания стереосцены во всей ее красе. Не нужно делать из себя дурака и сажать себе на шею журнального горе-эксперта либо его ученика из магазина — мол, а подойдет ли мне вот это к этому? Как недавно верно отметил ученый муж Кончаловский в лекции на Культуре — ваш лучший подсказчик и оценщик сидит внутри вас, ну а циничное стремление к усложнению ситуации это ваш своеобразный протест против общества и государства, мол, пусть будет хуже всем назло… Я надеюсь, моя мысль ясна и сие не будет воспринято как-де мой очередной туманный поток сознания.

Чурайтесь самострока и странных вьетнамо-образных «брендов», слишком эффектных форм (их цель — скрыть убогое наполнение). Это все будут «деньги на ветер». Сколько ни тверди это — всегда найдется олух, рассматривающий комплект ЛыЖа в ТЦ или покупающий «эксклюзив» по труднодоступной рекламе. Когда будете оценивать колонки по звуку, не снимайте грили (это часть аудио-оформления) и не судите по тесту неких трудных фрагментов музыки. Окрас и пики могут быть — важно, насколько они хороши, гармоничны. Скорее, слушайте цельное произведение, доверьтесь выбору «выигрышной» музыки демонстратором и вообще оставляйте место для твика системы. Помните, что демонстратор не бог и может проглядеть некий твик, к тому же у вас в руках колонки все равно неминуемо отыграют иначе, по-вашему. Человек — важнейшее звено системы.

Эту статью я хотел посвятить пересмотру аналогичного руководства, написанного мной в свое время для Цифровика и CNews. Я не являюсь ни доцентом, ни кавалером наград, ни медиаперсоной, ни вообще членом социума или бизнес-структур в индустрии аудио, поэтому я хороший объект для поноса походя, что и делается на форумах. Но читатель может проверить мою правоту так же, как проверила армия моих клиентов-потребителей техники. Я ответил злопыхателям выше — если те захотят услышать ответы. Для цитирования моих прежних статей здесь и теперь нет места и времени.

Осталось последнее: хотя активные колонки ограничены (например, не могут вместить лампу или реализовать полноценную 2-блочную схему встроенного усилителя) — они выигрывают у пассивных узнаваемо более крупным, внушительным, плотным и фазово-цельным звуком музыки. Словно вы слушаете вдвое более мощную систему да с катушечника, либо с роликового (!) привода вертушки. Уже поскольку активные есть практически реализованная симметрия в усилителе — они играют более аналогово, более синхро-фазно, менее крикливо, с осязаемым приятным (!) горбом по СЧ. Для современных стандартов производства всяких колонок с аналитично-стеклянным оттенком эта поправка на звук оказывается архи важной. Иными словами, вам как покупателю остается преодолеть психо-предвзятость перед строительством вашей системы без усилителя мощности. О преимуществах и выгодах такого решения я уже писал дцать раз. О силе привычки отчитаюсь сейчас здесь: я сам не могу преодолеть страх. Я не хочу превращать дом в студию. Я неправ (пишется слитно!).

Десятилетия тому назад финская марка Genelec переключилась на домашнее аудио — а она делает только исключительно активную акустику. Мне довелось слушать на фабрике в Финляндии, и отмечу, что в их демзале звук не был идеален. Он не был таким, как если б его ставил я. Очевидно следующее важное: задняя панель у колонок последней серии G имеет еще меньше настроек, чем когда-либо в активных колонках. Это все привычные настройки, известные нам по сабвуферу домашнего театра. К источнику звука их усилитель подключается также и по профессионально-хайэндному гнезду XLR. Корпус из алюминия, что безусловно лучше композита, он обладает благородным окрасом, стабилизирует корзины динамиков нешутчно, и он дополнительно отлично задемпфирован изнутри. Лунки вокруг динамиков. Диффузоры сделаны и склеены с филигранной точностью — примета именно бытовой категории. Все это (плюс такая же точность в изготовлении и тесте каждого экземпляра усилителя) создает окрас, который одновременно опознается как профи и как потребительское аудио. 50/50.

По этой причине высшие в серии 9-килограммовые (!) G Four звучат в жилом помещении или в офисе как вдвое более крупные напольные колонки.

Их реальная номинальная мощность — 90 Вт. Их звуковое давление (единственный параметр для профессионалов сцены и студии) — 105 дБ то есть аналогично присутствию в стоячем партере рок-концерта. 2-полосное решение обеспечивает чистую фазу и СЧ, свободные от гнусавости, реализуя современные технологии и возможности протяженной АЧХ у динамиков. Лунки и скошенные формы «полочного» корпуса как раз дают ощущение подвеса динамиков в воздухе и «теряются» в объеме комнаты. Можно не глушить ваши стены и потолок, ведь поток звука устремляется к слушателю, а не в стороны. Как говорилось выше, такой фирме можно простить маркетинговое название для лунки: Directivity Control Waveguide.

Я слушал, и мне было достаточно баса по официальному АЧХ на колонку: 45 — 21000 Гц (-3 дБ). Добавление сопутствующего сабвуфера дает «театральность».

Есть ли альтернатива с прочими профи-активными колонками на рынке? Я поработал в профи-онлайновом магазине и скажу, что выбор велик, от простых и грубых активных колонок из американской глубинки до щепетильно сделанных немецких при дорогой в производстве и желанной ленточной пищалке. Одни колонки звучали на удивление прилично, другие из рук вон плохо, глухо, нераскаченно. Но, пожалуй, только лишь Genelec терпелив и восприимчив к практически любой системе. Безразличен к комнате с ее хаосом или же «убранством английского дома». Хорош на «Большом джазе», Хендриксе и «рэйдиоухаэт» (Radiohead в корявом нынешнем англо-руссо).

Так и все же — пассивные или активные колонки для стерео? У меня стоят пассивные. Просто потому, что продавать их некуда. Хотите идти моим путем?

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий