Соловьёв ТВ

Выбор Елбаева, январь-февраль 2013: звезда шоу — Rotel RCD-1570 и его цифровой фильтр

Пожалуй, ни в одном другом аппарате техданные не говорят столь мало, как в CD-плеере. Сопоставив меж собой по данным (да и по элементной базе) две модели, Rotel RCD-1570 и предыдущую RCD-1070 — я отметил в первом лишь два существенных нововведения. Цифровой фильтр перед ЦАПом Wolfson WM8740 и щелевой механизм загрузки. К сожалению, Rotel не уточняет тип (крутизну) фильтра — а в последнее время это самая модная, острая и дискуссионная тема в цифровом аудио.

До недавних пор доминировало убеждение, что цифровому фильтру надлежит быть попроще, зато пост-ЦАПовский (например, гальванический) аналоговый фильтр можно размахать до размеров письменного стола. Теперь, когда наконец инженеры набили руку в хай-рез форматах, приоритеты поменялись местами: четко проработанные алгоритмы в цифровом фильтре boxcar обеспечивают ЦАП исключительно корректными и упорядоченными данными, которым в преобразованном виде вовсе не нужна аналоговая фильтрация.

Поизучав материал, я убедился в изрядной запутанности этой темы (как и водится в физике, «которую нельзя обмануть»). Вот уж поле для схоластики! Не исключено, что инженер RCD-1570 сам не вполне понял, создал ли он адаптивный пологий или же, напротив, резкий линейно-импульсно-составной (boxcar) фильтр. Но факт, что фильтр отвечает последнему свежему тренду «линейной фильтрации данных», начиная с 2 kc, с резким обвалом на 23 kc. Полагают, что только такой фильтр способен корректно интерполировать и реконструировать музыку из «скупых данных» (как сегодня оказывается!) на CD. Всю вину за «причесанное» услащенное и утепленное звучание CD теперь принято перекладывать на «неглубокий» или слишком пологий на краях фильтр при ЦАПе на вашем проигрывателе.

Касательно второго отличия, лоток некогда был чем массивнее, тем лучше. Его массивность усиливали клэмпом, перевернутым считывающим механизмом и прочими делами. Это было красиво, поскольку похоже на винил — не факт, что и по звуку. Теперь, с поворотом лицом к цифровому домену, в чести легкий компьютерный лоток компа. Это практически означает снижение влияния массы транспорта на окрас звука. О да, признаем и сегодня роль аналоговых факторов в цифровом аудио. Признаем-таки влияние фломастера на ободок CD, влияние (резонанс?) клэмпа на формирование звука в аналоговой части ЦАПа, признаем всякую аналоговую всячину вплоть до массы (и сопротивления) разъемов и опор проигрывателя.

Под окрасом звука я понимаю больше, чем механические вибрации. Окрас рождается буквально из всего под рукой и вблизи потока данных или пути сигнала. Неслучайно одна из ныне горячих дискуссионных тем — звон, добавленный цифровыми схемами (и алгоритмами?!) в данные с целью их еще более точной и драматически динамичной обработки. Имеет место процесс, схожий с принципом шумоподавления: добавив шум, после изымаем его, распаковав исключительной чистоты данные. К сведению скептиков: не приписывайте мне «этот бред» — взято у маститого физика, разработчика дорогущих ЦАПов. Я намеренно здесь обхожу вопрос передискретизаций и разрешений, где сегодня толкуют уже не о «младших/старших», а о неких «пустых» битах.

Разработчики сходятся в том, что лучший судья всему этому — слух. Это слух не обмануть, а не физику! Rotel — не совсем обычная марка, совмещающая английское и японское КБ, которые перебрасываются идеями. Краеугольный камень в конструкции всякого «ротеля» — величина источника питания (трансформатора и конденсаторов), причем самые крупные конденсаторы фирма укладывает плашмя — уникально. В новейшей модели проигрывателя стоят моднейшие конденсаторы с пониженным эквивалентным последовательным сопротивлением (ESR). В отличие от «обычных», эти неимоверно скоры и строги к импульсам и всплескам. Они точно на них реагируют и мгновенно выплескивают дальше на схему. Полагают, что это вечные «нестареющие» конденсаторы. Смысл и выигрыш в том, что вы просто-напросто слышите «еще более» раскованный динамичный звук, чем когда-либо прежде. Это дорогого стоит, поскольку на то же самое (на раскрытие еще не слыханных нюансов записи) направлен и новый эпохальный цифровой фильтр.

Сопоставление двух рассматриваемых моделей, новой и старой, доносит суть новации лучше, чем данная статья. Старая модель хороша, играет мощно и привольно, более рельефно — сказывается роль американски-грубого Burr-Brown PCM1732. Новая модель звучит более отточено по-ротелевски, она более характерно отражает амплуа марки: глубокая многоплановая сцена, эффектно разнесенные низко-октавные и высоко-октавные партии, хороший фокус и жесткое местоположение образов, выраженная высотная составляющая и в последнюю очередь — ширина и прозрачность стереобазы. Согласно технической концепции модели, компрессия убрана и динамика отпущена как вряд ли предполагает сам формат CD. Вместе с тем, есть теплота и мягкость на переднем вокале теноров. Их концертное давление на ваши уши — это уже сфера ответственности усилителя и акустики, не проигрывателя. Проигрыватель, его фильтры и ЦАП сделали все, от них зависящее.

Реализуя свою концепцию на копировании данной новой технологии, более жестко звучащие марки могут получить у себя и более острый звук, чем Rotel. Но физики согласны, что нынешний цифровой фильтр boxcar не может одинаково старательно высвободить весь аудиоспектр и всю красоту и неожиданность его динамики. Это значит, что вытягивая эффектную прозрачность на вокале, мы провалим либо профильный бас, либо хрустально-ламповую (или, напротив, плотно-упакованную) середину. Для сравнения — прежняя модель 1070 (и ее ровесники) не дает повода толковать о свободе вообще. То, что тогда казалось абсолютным студийным звуком, сегодня протягивает нам свои оковы: освободи, милок! Так что, освободим?

Ниже следующие CD были отслушаны на обоих марках, что и позволило сделать заключения — о моделях и о новых альбомах. Располагающие моделями попроще не гарантированы в части оценок, они могут услышать совсем не то. Вот насколько важен аппарат.

Imagine Dragons «Night Visions»

Перетерпев синти-триповое заявление первых треков, на треке 5 (6 и дальше — больше!) слушатель радостно потирает руки: не ошибся выбором. Ведь дальше группа отходит от модели Franz Ferdinand/Radiohead к Kaiser Chiefs/Oasis. Учитывая, что сие есть альбомный дебют, а группе без году неделя и названные аутфиты есть ее недосягаемые гуру… и к тому же продюсером тут экс-Эминемная персона — музон не столь уж плох, не всегда отфонарен и вовсе не отморожен, просто чуть тронут немотивированным декадансом (словно квас — плесенью). Трек 8 перекликается с балладой, которую слышали, возможно, дедушки членов состава — Cars/Drive. Идеи витают в воздухе. А в целом вот вам секс-символ для самосознания молодежи. Вот то, чем можно размахивать, как флагом, и рвать тельник на грудях. Впрочем, сия идиома понята не будет…

Ólafur Arnalds «For Now I Am Winter»

Если вы относите себя к лагерю серьезных меломанов (авангардистов и прогрессивистов), то время оторваться от наследия Фриппа и Гласса… да и Sigur Ros со всем лейблом Серпент… время сесть на новый поезд, идущий в никуда. Музыка исландского последователя «рыцарей печального образа» с середины 2000-х неслучайно доминирует как звуковой ландшафт или саундтрек для подобных видовых лент. Данный альбом притянут за уши к концепции неоклассики на уважаемом большом лейбле, на деле он есть одна сплошная элегия, музыка для панихид, очень специальных хипстер-тусовок и богемных квартирников. Грандиозный в своем настроении и общем соответствии дизайн и материал шелковистого картона (и где только русский Ю нашел такой!) в общем предвещает музыку — монотонный тихий… нет, пришибленный фальцет (неужто женский?), призванный разбавить словно закольцованные струнные фразы, мерно отмеренные склянками. Невероятно, но занятый оркестр насчитывает не менее 30 персон и инструментов. Если, скажем, вы решили покончить счеты с жизнью, то усилить отчаяние вашего одиночества и полезть в петлю можно, именно призвав данный диск на помощь. Успехов.

OneRepublic «Native»

Столь же вызывающе некрасивая, как Florence & The Machine, столь же примитивно подростковая, как New Kids On The Bloc, и вобравшая, словно губка, все худшие приметы «ню» фанка и r'n'b — американская поп-группа на своем 3-м CD-альбоме напрягла рецензентов всего мира. Ведь ее надлежало возносить как вторую по рангу (название первой у всех, кроме меня, на устах). Возносить нечего — все посредственно и опосредовано, от козлиных виляний слабым голосом до прикида то ли «индийский нищий», то ли Тимбалэнд. Б.Обама задал тренд: еще один лихорадочный рывок в смешении белой и черной рас. Очевидно, Мировое Правительство масонов-каменщиков поддерживает данную группу в ее лже-эстетике смешения отрицательного и положительного резусов. Не лучше ли взять и послушать по отдельности 2 старых диска чистой эстетики: в 60-х это начинающая Тина Тернер и Пэт Бун, в 80-х это The Waterboys и стареющий Джеймс Браун. Хотя, стоп: номер 8 на данном диске это сносная и почти классически выстроенная балладка, а где-то мелькает призрак The Archies — то есть, некая нормальная бодрая биг-битовая песенка про жизнь без возраста. Во всяком случае, даже в худших своих проявлениях на альбоме, группа звучит куда более профи, событийнее и искуснее, чем музпроекты 1 канала (прочие не лучше!). О да, приходится оценивать с доисторических позиций, коль скоро новейшая история бесплодна.

Ludovico Einaudi «In a Time Lapse»

Неоклассический инструментальный альбом итальянского пианиста и композитора заинтересует многих. Его пасторальные темы полны драматизма, который не требует от слушателя слишком многого. Здесь нет антагонизма между солистом и оркестром, на а кроме пианиста солирует немецкий скрипач. Саспенс (напряжение в фильме) — безусловно конек Эйнауди, и тот его гонит в хвост и в гриву, но слушатель по-прежнему не испытывает дискомфорта. Оркестр, разумеется, строит это нагнетание — но не как каданс на Битловском «Сержанте», а как его же руки тема на римейке «Доктора Живаго». Звучание оркестра благодаря изрядному составу струнных — очень прозрачное и трепетное. Щипковые партии — еще один конек, и аудиофильская прозрачность просто пленяет слушателя. Программа записана в сводчатых и подвальных помещениях монастыря, частично на вилле Эйнауди, с хорошо выстроенной реверберацией. Это сложная атональная современная музыка, донесенная исключительно акустическими инструментами и средствами. Никаких эффектов и редактур.

Bon Jovi «What About Now»

Как ни относись к американскому арена-року и конкретно к патлатому «Бан Жови» (странное произношение наказал своим работникам босс SNC Стас Намин, так и приклеилось), а надо признать за его музыкой пленительную липкую мелодичную напевность, которая так импонирует дамам. Новый альбом Бон Джови, которому перевалило за 50, полон все того же юношеского порока, прежде всего — в качестве его вокала (во вторую — в «дворовых» стройных аккордах незамысловатых мелодий). Буклет представляет собой сложенный плакатик без, однако, фото «морды лица» кумира. А токма с символами его обожания. Песни-исповеди будут нами не особо поняты по текстам, ну а настроение их известное, прежнее, «банжовиское». Как надлежит, поп-хард-роки чередуются с аккуратными балладами под переборы. Вот удивительно: в этой же манере работает Браен Адамс, но его песни грузят, раздражают. Поэтому Адамс у нас был недавно, а Джови — лишь тогда, на Наминском фесте. Ну, с богом.

Александр Ф. Скляр «Слово и дело»

После своих гранжеватых и прямо скажем странных проектов (Ва Банк, Учитесь Плавать и что там еще) Саша Скляр ударился в новое: анархо-синдикалистский квасной патриотизм. Он вынуждает паству (коей немало) выяснять для себя все новые странные ипостаси, наловленные из мутных вод истории. К некой обобщающей личности «Васи Совесть» здесь добавлены Гераклит и Головин, а также шляпа на голове певца и пацан (сын, что ли?) на обложке, Нет слов, казацкие атаманские песни ему удаются, не слышно лишь мехов баяна, это сходит за индивидуальность. Лучший трек — «Не бросай» авторства Юдановой экс-Колибри, где неверный лающий вокал Скляра худо-бедно стабилизируется и где Скляр даже проникается пафосом Чеслава Немена периода «Dziwny jest ten swiat». Сомнительна лепта музыкантов А.Белоносова и Д.Скопина, приглашенных сюда в тактических целях, для весу. Худший трек — перепевка «Волков», где от социально-политического подтекста и благородной ярости Высоцкого ни следа. Умеет Скляр обходить острые углы, оставаясь внешне острым. Поэтому он — повсюду.

Free Fall «Power & Volume»

Удивительное открытие для нашего рынка, где винтажные диски ЛедЗеп поднялись в цене до уровня безрассудства. То ли прежние несколько релизов не были столь отточенными имитациями Цеппелина, то ли их не слышали вообще (я не припоминаю), но только этот диск далеко задвигает Hammer Of The Gods, всемирно признанных имитаторов ЛедЗеп. Визуальный имидж близок к оригиналу, насколько было возможно. Что до звучания, то продакшен друга группы Альстерберга и манера барабанщика Дальберга близки оригиналу абсолютно. Вокал Франсона (простого провинциала, выуженного специально и с большим трудом) — это просто Плант в зените славы. Самый слабый аспект — гитара отца-основателя, Матиаса Бярьеда экс-бритпоп-состав The Soundtrack Of Our Lives. Формат оскопил его навечно, и ныне он способен в лучшем случае на поливы AC/DC — что и делает… к великому сожалению. Надо признать, что композициям тоже не достает заворота и контрапунктов Цеппелинов, но все же эпическое настроение поймано и выражено. В том числе — в роскошном дизайне буклета с золотом в черном.

Enforcer «Death By Fire»

Побольше б такого металла, поменьше б подозрительных ярлыков как «треш». Поскольку тут больше классики. Инструментальные треки (6, 8) показывают, насколько вокал Олафа обогащает рок-примитивизм а-ля-Overkill. Уже на следующем треке группа может позволить себе расслабить инструментальное давление на уши и побольше поиграть динамикой, которая сводится к выходу и входу баса и барабанов на непрестанных гитарных скоростных риффах. Олаф, его почти безупречное англоязычие и временами действительно грандиозные гитарные пассажи (на том же 7-м треке) — вот единственный «слон», на котором держится состав. Прочих членов можно заменить, они безлики. Группа избрала уважаемое амплуа, которое (не только для меня) начинается с творчества Rainbow, и Олаф не стесняется красоваться уходом в поднебесье трудных и летящих высоких нот. Он и состав откровенно копируют Rainbow на треке 9. Что ж, сегодня в музыке это качество — пожалуй, единственное, оставшееся от некогда гордого и гипнотичного жанра. Против их альбома 2010 года, этот более смелый и скоростной.

Chris Rea «Fool If You Think It's Over: The Definitive Greatest Hits»

Хит 2002 года «Dancing The Blues Away» здесь звучит, словно наконец уже проплевавшийся своей застарелой астмой Доктор Джон плюс оживший во всех смыслах слова Джон Ли Хукер. Очень много электричества на очень ритмичном и событийном Дельта блюзе, да еще и знаменитый рифф, заимствованный у Марка Болана, вот как. Увы, это единственный момент истины на ретро-программе, которая и не вполне сборник, и не то чтобы новый альбом. Версии «Road To Hell» и прочих любимых женских хитов совершенно «не держат воды», поскольку лишены главного — холодного саспенса особого (не шибко техничного, но настырного) гитарного соло, на которое способен лишь Ри. Ощущение «домашней заготовки» и пространства, типичное для человека-оркестра, каким в данной программе и выступил «наждачный» вокалист Ри. Вот что такое этот диск. Впрочем, от него слышали и похуже…

Circle II Circle «Seasons Will Fall»

Целью создания в 2000 году этого перепродюсированного и амбициозно звучащего состава (из простоватой местной хеви-метал-группы) было разумеется возрождение харда с мужественным и как бы недотягивающим вокалом, который постоянно мается высшими октавами. То бишь, Лаутон и Uriah Heep, Bad Company, Grand Funk и иже с ними. Что ж, трек 8 почти убеждает, разве что недостает замечательного густого продакшена и величественного органа. Но слишком большая доза C2C это уже перебор и предательская показуха тупого амеро-рока пошиба Аэросмит. Возможно, группе нужен иной, более английский продакшен, где баланс и уровень громкости партий будет драматически изменен. Пока что, от соревнования их не бог весть каких музыкантов в не бог весть каком техницизме становится скучно и грустно. Напоминает отечественные группы, где всяк рвется товарища заслонить, себя показать.

НОМ «Звездный Ворс»

Саундтрек кино-фантасмагории авторства (по-видимому) группы «питерского рока» НОМ состоит из нарезки диалогов-подводок и непосредственно музномеров как самих участников группы, так и приглашенных инди-рокеров (Лаэртского, Михалока, Шнурова и менее известных). Для фильмовика релиз чрезвычайно разнообразен и динамичен, гармонично вмещая жанры от инди, буффонады, серфа до электроники, трипхопа и струнных баллад. Русский язык текстов, лишенный новоязных англо-образований, впору принять за хрестоматию. Парадокс в том, что участники проекта меньше всего полагают себя самих хрестоматией и консерваторами, они напротив всегда кичились аномалией и «асоциальностью» — неким бессильным протестом и фигой в кармане относительно подлинных хозяев жизни в стране. Сегодня они влачат существование, имея свое место под солнцем — тем довольны, поскольку контроль в обществе ужесточился, а карьера молодого человека все равно сводится к износу и эксплуатации… и дело тут не в общественном строе, дело в статусе самого образования — РФ. Релиз есть бегство от данной сложной и неоднозначной реальности в нарочито глупую событийность фильмеца и ограниченность песенок. В этом смысле исполнение тянет на 5. По форме своей, релиз отлично ложится для колонии Брайтон Бич и для эмигрантского радио Дэвидсона в Нью-Йорке, куда меня давеча приглашали вести авторскую передачу… за бесплатно.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий