Соловьёв ТВ

Снова DALI Epicon 8: как разгадывать тесты и вершить (аудио) революцию

Колонки DALI не сходят со страниц мировой прессы, когда бы вы ни вздумали проверить этот факт по поиску в Гугле. Эти датские колонки очень любят эксперты разных стран. Европа видит в них собственный триумф, а Третий Мир видит идеал чистоты, к которому сам стремится безуспешно. Колонки такой степени аккуратности и строгости в дизайне… и с таким технологичным футуристичным звучанием не могли возникнуть ни в каком другом регионе или континенте.

Чистое звучание можно понимать различно. Линейные искажения воспринимаются как аналоговые или как «естественная грязь», нелинейные (фазовые, интермодуляционные и пр.) — как «немузыка», пытка. Мне (думаю, что и физикам) никогда не были понятны графические выражения этих зависимостей, я не могу слышать ни синусоиды, ни октавы. Те, кто заявляет, что может это — кривит душой. Иное дело — слышать обертоны или гармоники как своеобразное эхо «сильного сигнала». Прекрасный пример тому — сольные партии Хендрикса. Они живут обертонами.

«Колонки DALI Epicon 8 отлично отрабатывают вторую гармонику», было заявлено в одном из недавних отечественных «тестов». Сие можно понимать и как «мизерный процент обертона как отклика на основной сигнал», и напротив, как «следствие высокой чувствительности к обертону с разоблачительным откликом». Скорее всего, тестировщик произвел замер на осциллографе и визуально оценил ровную форму синусоиды. Ровная синусоида — чистый и точный отклик на сигнал. Что касается прослушивания колонок, то тестировщик очевидно услышал не более, чем обычно в своих тестах. Признаться в этом он не посмел и спрятал невежество за физической выкладкой. Ведь физику, как известно, не обманешь. Физику-то не обманешь, но наши познания и представления о ней еще как «обманываться рады». Хендрикс не думал о синусоиде, лабая свои соло. Академист тяжелого блюза Стиви Рэй Воэн мог держать синусоиду в уме, судя по его скучным и чистым пассажам на версии Хендриксовской «Woodoo Chile». Ну а роль хороших колонок — иная: как минимум, не добавлять нелинейных искажений и не душить линейные обертоны Хендрикса. Как максимум — сдабривать оные еще более вкусными обертонами. Это примерно происходит, когда на старых колонках мы подкручивали регуляторы ВЧ и СЧ, а на усилителях включали Loudness.

Если читатель не понял моей мысли в предыдущем пассаже, то вот она; метафорическое или опосредованное выражение впечатлений от звучания лучше и яснее, чем их физическое выражение. А колонки DALI Epicon 8 почти не добавляют обертонов к воспроизводимой записи. Вот что, собственно, хотел сказать вышеозначенный горе-эксперт, но (как собака) лишь протявкал загадочно.

Остается за скобками, что там добавил усилитель и прочее в системе, коль скоро измерить и сопоставить сигнал на входе и на выходе невозможно. Но меня огорошило следующее откровение горе-эксперта. И его, это откровение, процитировали многие вебсайты, сайт изготовителя в том числе. Ай-яй-яй… кто кому тут проплатил пиар — издатель журнала им всем или они ему? Так вот, извольте: «Колонки дают исключительно прозрачный звук».

Прозрачность есть чисто чувственная и присущая аудиофилии (не физике) категория, которая рождена обертонами. Винтажная акустика и особенно усилители чуть опускали 1 кГц и плавно уводили края АЧХ, при этом приподнимая 2—3 кГц и 800 Гц, что и давало трепет на музыке. Партии при этом воспринимаются плоскими расплющенными «пятнистыми» образами.

Что мы имеем на самом деле в характерном звуке Эпиконов? Независимо от нагрузки и твика системы. Практически всегда — это сфокусированное звучание. Настолько сфокусированное, что образы стремятся стать некой точкой в сцене, и их расплющивает только один единственный фактор — традиции скандинавского звука. Ленточный супертвитер в конструкции колонок DALI работает на еще более высоко-летящий звук — и наперекор традиции Дании.

Но нынешние DALI тем и отличны от винтажа, что их пищалки (да и басовики) строги к обертонам. Они подбадривают основной, и без того сильный, сигнал, выражая его с завидной силой. Так у вас рождается очень специфичная звуковая сцена, абсолютно не похожая на звук винтажного хай-энда. Поскольку тут нет компрессии и инерции, но есть акценты и быстрота срабатывания, то определение «цифровой звук» тут не катит. Это и не прозрачный по образности звук. Его не назвать многоплановым, поскольку ряды исполнителей тоже формируются прозрачностью. Это звук непрозрачный в том смысле, что через переднюю партию не «просвечивает» задняя. Они решительно разделены и разведены в сцене. К счастью или к сожалению, этот особый звук колонок DALI плохо выражается метафорой, и еще хуже — физикой, графикой, цифирью. Прежде мы ощущали мощность фибрами и телом — колонки сотрясались и подзуживали на басах. Нынче сколько ни давай мощности на колонки DALI — образы и их частотно-динамические свойства неизменны, меняется лишь звуковое давление на уши.

Знает ли читатель, что пара журналов, которые считаются у нас ведущими, перебрала в качестве своего главного редактора уже все взрослое население РФ, включая высшее руководство страны? И издатели журналов сегодня вербуют уже детей. Поскольку наши потребительские СМИ в силу такой своей кадровой политики считаются курьезом и экзотикой в мире, то западные сайты приводят их горе-тесты «как есть». Ну а доверяют-то другим тестам. Профессиональным. Так, немецкий журнал пишет адекватное, о чем сказано уже выше: «Эпиконы сравнимы со звучанием живого концерта, они играют свободно и без напряжения… песни идут замечательно чисто, а партия ведущего тромбона блистает и сверкает радостью. В ходе тестирования эксперты (немецкого — В.Е.) журнала тщетно искали слабые места у этих колонок, но таких недостатков просто нет! Даже в категории наивысшего разрешения сигнала нет музыки, которая опрокинула бы удивительно стабильный и гармоничный тембральный баланс Epicon.»

Вот видите — понимающие люди не заикаются ни о доле искажений, ни о второй (800 Гц — 3 кГц) гармонике, ни о ровной синусоиде на тест-тоне, ни о прозрачности, тем паче, что та не ночевала у колонок DALI. Они вместо этих «физик, которые нельзя обмануть» довольно наглядно оперируют поэтическими образами. А какая нам разница, если и наши, и не наши ставят колонкам высший балл? Отвечу: большущая. Ведь во втором только случае вы и понимаете, что именно приобретаете. Это лучше, чем ощущать себя идиотом, который не понимает журнальной физио-эквилибристики. Все вы, мил-человек, понимаете! Вы — Человек и это звучит… не хуже колонок Эпикон.

Пост-скриптум. Читатель пусть не думает, что автор заметки подогнал свои впечатления к западному тесту, тем самым сфабриковав статью. Фабриковать — удел корпоративных отечественных СМИ, над которыми висит Дамоклов меч рекламодателя и инвестора. В принципе, такие СМИ занимаются воровством из кармана потребителя. Поскольку деньги к инвесторам и рекламодателям попадают из фондов и из розницы, куда они стекаются от потребителя. Как говорится, сами мы не местные, подайте участнику боев в горячих точках. Ну подавайте, что с вами делать… Но на самом деле политический посыл у меня иной, известный по истории: никакой поддержки Временному правительству (ротируемых главредов горе-СМИ), вся власть — (моим) Советам!

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий