Соловьёв ТВ

Усилитель Esoteric I-05: событие физики или революция сознания!

Компания TEAC достигла апогея в стерео усилителях, как лет 10 тому назад она создала транспорт VRDS для крайне искомых и уважаемых ныне проигрывателей CD. Как водится на наших страницах, мы стремимся запечатлеть эпохальные модели и новации непреходящей ценности. Усилитель Esoteric I-05 (или 03!) относится к таковым. Если кто-либо когда-либо заявит, что есть лучше звучащий и более технологичный стерео усилитель в хай-энде и в аудиофилии — он слукавит. Это же относится ко всей прошлой истории хай-энд аудио. А значит — этого вам и надо.

Модель Esoteric I-05 — это упорядоченная и более доступная версия 03, совершенно безбашенного усилителя, который опроверг сразу охапку постулатов несчастной горе-журнальной экспертизы. А именно: в хай-энд инженерии нет иных правил и канонов акромя одного — одержимость Создателя.

Ниже я привожу тест-сравнение из как раз трезвой и взвешенной немецкой hi-fi прессы, плюс мое видение предмета. Последнее необходимо в силу того, что «вкусовые» и «национальные» критерии оценки звука вместе с их привязкой к аспектам конструкции усилителя легли в основу оригинального теста. Немцы, разумеется, не обозначили моего авторства — мол, в России оно свободно кочует, и у кого больше прав, тот в данном случае и прав. Мои же права — птичьи. Чего не сделаешь ради так сказать искусства и во благо (другого и неблагодарного тебе) человека…

Позволю себе одно наблюденьице и отступление от темы на 1 абзац: давеча по ящику в некой лже-муз-экспертной программе-скороспелке толстый мерзкий небритый дядька, косящий под лже-стрит-культ, неуклюже связал новый никому не нужный музальбом с расхожими полит-спекуляциями. Дескать, он в теме. Дядька не иначе начитался меня на данных бесплатных страницах… но у меня увязки это увязки. А у дядьки лишь его з/п. Это называется социальной несправедливостью, пороками коррумпированной системы (понимайте, как угодно), ну а в приличном обществе — наказуемым воровством интеллектуальной собственности или плагиатом. По идее, я тут мог бы подать в суд на дядьку, оплатить экспертизу плагиата, оплатить перепроверку экспертизы, оплатить услуги адвокатуры и смежные услуги, оплатить перепроверку перепроверки альтернативными органами, оплатить экспертное составление заявлений по всем инстанциям процесса, оплатить третейское освидетельствование всех инстанций и оплатить расходы по дополнительному времени на истекшее время судебного разбирательства, оплатить службы надзора и координации. Фу-у. А что? Я бы мог и должен был… Дядька, вот тебе и пример талантливой увязки неувязываемого…

Вернемся к теме, более инструментальной для читателя — к усилителю. Итак, немецкий тест, я и те черты 05, которые донесут до вас всю необузданность модели 03.

Усилитель, хоть и интегральный, но построен по духу и букве раздельных — и даже монофонических… и даже двух-плечевых балансных — модулей. И даже еще важнее: с той миссионерской одержимостью, которая бытовала в 70-х. В этом смысле, подразделение Эзотерик бренда TEAC есть подлинное элитное и роскошное. Роскошь есть суть развития личности. Революция заключается в выборе класса Д, полной противоположности классу А — для данной конструкции. То бишь, потребляя 40—70 Вт вашего электричества, аппарат легко дает порядка 2 × 150—200 Вт на выходе, что позволяет строить подлинно концертное давление с реалистичной динамикой (драматически опущенным уровнем шума) в 120 дБ. По теории инженеров Аудио Ноут и иже с ними, при этом немилосердно возрастут искажения, ухудшится прозрачность сцены и прочие дела. Как бы не так! А вот количество тепла действительно уменьшается так, что оно легко рассеивается (шириной в палец) стенками корпуса аппарата и не угрожает характеристикам деталей.

Распределение сигнала на плюс и минус и на моно каналы здесь как раз и реализует все то, что журналы относили к достоинствам низкой обратной связи, к классу А. Интересно, что аспект обратной связи вообще замалчивается в описании и тесте усилителя, подчеркивая, какая это фикция и ерунда, эта ваша ООС. Да и детали массивны и по природе своей глубоко аналоговы (чего стоит 10 кг трансформаторного железа в консервативной угловатой конфигурации!), которые держат ООС в узде.

По ходу (нет, не в смысле «похоже»!), о нем, о трансформаторе. Сегодня все больше надоедает вид и работа круглого и якобы герметичного торо-транса. Старые добрые «открытые» трансы оказываются вдруг и производительнее, и музыкальнее (аналоговее!), и вообще приятнее для инженера. Заметим — подвести под такой поворот треклятую научную основу не вопрос. Оказывается, что именно старые винтажные трансы сообщают нужный ток для пушпульных схем усиления. Эти схемы вдруг цветут пышным 3-мерным (!) цветом музыкальных предвосхищений. И оказывается, класс Д с его собственной логикой строительства звука — вписывается в данный набор ценностей как нельзя лучше. Транс в указанных моделях дает на схему порядка 1000 ВА, и схема жадно пожирает почти все. В этом пиршестве только и рождается прекрасная музыка! Не в казарменных же условиях жесткого класса А, в самом деле. Я никогда не верил в этот меркантильный и плохо замаскированный минимализм, будь то музыка а-ля-Троицкий с протежированной группой Центр или фонокорректоры Мюзикал Фиделити (то и другое роднит полупустое нутро)… Ага, вот снова «увязал» назло «дядьке».

Тем же образом пересмотрены прочие лже-приоритеты. Вес (30 кг у модели 03, и 17 кг у 05) тоже не единственный показатель, не все коту масленица, а лже-эксперту малина. У обычных хай-эндных аппаратов упор по обыкновению — на массивные шасси. Ну а здесь разработаны специальные «ноги», предупреждающие возникновение микрофонного эффекта в конструкции, на всякий случай. Взять, к примеру, усилители-новоделы NuForce (тоже двойное моно в классе D, тоже массивные) — там масса «направлена» в ненужные места, без царя в голове. У «эзотериков» помимо транса существенно весят внутренние и внешние стенки, поскольку эта массивность работает и как экран, и как стабилизатор, и наконец как стена меж IC процессором и усилительной схемой.

Если суммировать, то конструкция зиждется на 3 слонах: разумное разделение каналов (поскольку формализма вроде раздельных трансов здесь нет!), подавление шумов или помех и коротком пути сигнала, поскольку платы предельно сближены. Ручки громкости и баланса каналов тоже строго аналоговые, при этом для сохранения фазы они лишены схем и потенциометров. Баланс осуществляется непосредственно «на каналы», а ручка громкости представляет собой лишь изменение скорости. Чип использован для преобразования сигнала в удобную форму «четверти волны по 800kHz», где 6 мосфетных транзисторов попарно работают в «импульсном режиме включения-выключения или пушпула» (закавычен мой дословный перевод, коль уж нету у меня помощника-физика). Несущая частота затем отфильтруется в режиме пропускания низкой частоты, и на спикер-терминалы поступает чистейший сигнал.

Я не уверен, что в 05 это предусмотрено (я не обнаружил, поскольку не располагал пультом) — а в 03 точно есть: назначение удобной для вас чувствительности входов, не нарушая цельности фазы. Сие работает как изменение вольтажа, если вам это интересно.

Оригинально проработаны входы — балансный, назначаемый (!) для МС или ММ головки проигрывателя винила, а также предусилительный выход (с выбором степени его «чистоты» для разных подключений) и т.д. Нет биампинговых выходов на колонки — лишнее, посчитал инженер.

Звучат усилители не столько современно (читайте мой прошлый обзор продукции Luxman), сколько «национально» по-скандинавски. Опечатки моей тут нет — так вывел автор теста. Не случайно вывел, ведь TEAC в характере звука никогда не был японской маркой. Он всегда давал сочные рельефные звуковые образы, с хорошей передачей пространства меж ними. Так в принципе звучали такие марки Скандинавии как Тандберг и Электрокомпаниет, с одной поправкой: у TEAC выходило сочнее, протяженнее по ВЧ. Японская же сцена (как известно хотя бы по японским изданиям на виниле) эшелонированная и обуженная по АЧХ, с акцентированным звоном по некой избранной высокой частоте, с откатом и легкими провалами по прочим ВЧ и НЧ.

Почему рецензент выбрал именно такую метафору — скандинавский звук? Близкий к немецкому, скандинавский звук несколько мягче, менее категоричен и более интернационален. Примечание: DALI и JBL в этом смысле скорее исключения в силу их современной или американо-студийной идеологии. Вместе с тем, скандинавский бас проблематичен, обужен, несколько придавлен.

Данные усилители выбираются из этой неловкой привязки грациозно. Они дают поистине роскошный естественный чистый протяженный и вместе с тем очерченный и разбросанный по планам звук. Бас прибран — это так, но именно он такой и освобождает ВЧ от колкости, агрессии, компрессии и прочих неприятных признаков дурно записанной музыки или дурного формата. Практически все события относятся к СЧ-диапазону, который как бы лежит средним планом — этакой лентой меж вами и горизонтом. Поближе находятся высокочастотные, подальше — басовые партии. Разумеется, эта сцена корректируется реальным пространством, вписанным на материал. И разумеется, партии обладают нужным спектром частот. Например, Синатра у вас не превратится в Элтона Джона.

Такой характер ответственный и чувствительный рецензент немецкого журнала называет зрелым и сбалансированным, свободным от закидонов «красиво» звучащей техники из Японии. Не чета нашим новоявленным скандинавам и американская «нейтральность» Креллов и иже с ними. Рецензент долго не может успокоиться в описании баса: бас содержательный, достаточно протяженный и вовсе не обглоданный до кости, не намазанный маслом… пожалуй, полусухой как вино — будет вернее сказано. Верхний бас имеет чуть больше силы, но и тогда не отвлекает. Низший бас филигранен и полностью зависит от вашего внимания. В целом Esoteric имеет живой и событийный вовлекающий характер звука именно в силу расслабленности, сбалансированной артикуляции по ритм-секции.

Я разделяю эти наблюдения, Особенно мне по душе констатация отсутствия солнечных вспышек, которые часто выдаются за динамику по ВЧ. Усилитель запросто объединяет СЧ с НЧ и ВЧ в прозрачном покрывале музыки. При этом ВЧ явно обнаруживают не металлические (!) или серебряные, а скорее бронзовые оттенки. В порядке спора с неким менеджером JBL (почему бы и не металл? Дудки льют из металла!) я бы сказал тут: Но залы и площадки (да и публику в них) делают вовсе не из металла, не так ли?

Трудно представить себе систему, в составе которой этот усилитель действовал бы на нервы кому-либо вообще. Под этим заключением тестировщика из-за бугра я охотно подписываюсь. Я б добавил важное: редкое исключение из нынешних новинок, усилитель 03 или 05 не проявляет немилосердной новодельной стерильности, особенно на ВЧ. Здесь не надо мириться с чем-то в угоду новизне и свежести изделия. В этом плане Esoteric's I-05 вообще вне конкуренции, насколько я могу судить. Практически это проявляется в передаче нужных нюансов, поскольку новая техника пичкает наш слух ненужными. Западники называют этот критерий: «соникс», или певучесть. Усилитель исключительно щедр на пространственность, понимая под этим прежде всего стереобазу, а не глубину сцены.

Данный тест и сами эти модели стирают зыбкую грань меж понятиями hi-fi и high end. Их не назвать нейтральными, но не отказать в приятности. Скорее всего, читатель предпочитает не женщин-барби, не мальвин — а земных Барбар Стрейзанд и Мирей Матье. Так и с усилителями.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»



Реклама

Календарь
  • Понедельник
  • Вторник
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Среда
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
  • Четверг
    7:00—11:00
    «Полный Контакт». Радио «Вести FM»
    23:20
    «Поединок». Телеканал «Россия 1»
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье
    23:30
    «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Телеканал «Россия 1»
Проведение мероприятий